Культурная революция в России: Правительство утвердило стратегию до 2030 года
Борьба за идеологию в государстве выходит на новый уровень, Правительство утвердило новую Стратегию культурной политики до 2030 года. "Одним из приоритетных направлений в рамках стратегии является формирование госзаказа на создание качественного контента, в том числе произведений литературы, искусства, печатной продукции, национальных фильмов", — сообщила вице-премьер Татьяна Голикова. Кто-то радуется, что наконец об этом заявили, другие не рады, что ответственной назначена Голикова. Грядет ли уже культурная революция, разбиралось Накануне.RU.
Правительство утвердило Стратегию культурной политики до 2030 года, в документе сказано, что государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений.
Ключевой момент, как и можно было бы предположить, — традиционные ценности, религиозные устои, семья и институт брака. Много говорится про общечеловеческие ценности. Якобы мы столкнулись с угрозой утраты традиционных духовно-нравственных ориентиров и устойчивых моральных принципов, виной чему тлетворный Запад. В общем, будем бороться за культурный суверенитет с информационно-психологическим воздействием на индивидуальное, групповое и общественное сознание путем распространения социальных и моральных установок, не противоречащих традициям, убеждениям и верованиям народов Российской Федерации.
Среди таких убеждений, противоречащих нашим, авторы программы выделяют следующие:
"Абсолютизируется свобода личности, осуществляется активная пропаганда вседозволенности, безнравственности и эгоизма, насаждается культ насилия, потребления и наслаждения, легализуется употребление наркотиков, формируются сообщества, отрицающие естественное продолжение жизни. Проблемы межнациональных и межконфессиональных отношений становятся предметом геополитических игр и спекуляций, порождающих вражду и ненависть".
Среди конкретных задач предлагается увеличить количество культурных объектов, музеев, библиотек, театров и... цирков. Ветхие здания отремонтировать, истощенные запасы жилфонда пополнить новыми построениями, увеличить штат культурных работников, научных и образовательных организаций. Декларируют все правильно, но пока неясно, откуда будут в бюджете на это деньги.
Путь, по которому пойдет развитие культуры или должно пойти, — формирование госзаказа на произведения литературы, искусства, печатной продукции и национальных фильмов. В приоритете то, что сделает популярным традиционные духовно-нравственные ценности и будет "бороться с экстремизмом". Государство обещает контролировать то, на что делается заказ. А мы-то думали, что все это уже есть и недаром существует тот же Фонд кино?
"Ну, смотря каким образом это будет организовано. То, что госзаказ было необходимо делать, это абсолютно нормальная практика. Если говорить про кино, то государство должно просто выступать продюсером, — говорит в беседе с Накануне.RU писатель и публицист Дмитрий Лекух. — Государство говорит: нам нужно такое-то количество фильмов о войне, такое-то количество семейных комедий, такое-то количество комедий положений. Приблизительно определились. Дальше организовывается госзаказ, выставляются на тендер творческие задания и спускаются вниз. Но дьявол всегда в деталях. Кто будет отбирать заявки и так далее? А то, что сам по себе механизм правильный, у меня даже сомнений нет".
Мы же не можем сказать, что государство раньше не давало деньги на культуру, соглашается эксперт, давало, но зачастую бесконтрольно.
"Во что это выльется конкретно, я пока не берусь судить, скажу только, что в постсоветское время у нас был только один министр культуры, Владимир Мединский, а все остальные были министрами искусства, то есть все остальные видели задачу Министерства культуры просто в том, чтобы финансировать искусство, не вникая в то, как это искусство соотносится с культурой, помогает это ее развитию или вредит. Я очень надеюсь, что теперь роль государства в культуре вновь станет актуальна, что министерство искусства вновь станет министерством культуры, и что все мы после всех этих преобразований начнем понимать, что для нас полезно", — говорит депутат Госдумы Анатолий Вассерман в беседе с Накануне.RU.
Идеология, по мнению эксперта, это всего лишь изложение основных культурных или, как сейчас часто бывает, антикультурных представлений в такой форме, чтобы их могли понять по возможности все. Естественно, при этом неизбежны упрощения, так что очень хорошо, что государство начало осознавать свою роль в развитии культуры, а не только в формулировании идеологии.
"Министра культуры необязательно менять, если он вдруг осознает свою роль и станет снова именно министром культуры. По крайней мере, я на это очень надеюсь. Госпожа Любимова, насколько я могу судить, человек достаточно умный, и если ей объяснить, чем Министерство культуры отличается от министерства искусства, она поймет", — говорит Анатолий Вассерман.
Попытка государства самоустраниться из сферы идеологии, как это происходило ранее, привела к тому, что в обществе господствует идеология антигосударственная, считает Вассерман, а значит, антинародная. Поэтому хорошо, что мы наконец-то, хоть и постепенно, очень медленно, с большими зигзагами, но возвращаемся к осознанию своей роли в культуре. А идеология — это часть культуры.
Интересна и формулировка, что государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов. На самом деле, было бы бестолковое государство, если бы не возводило, говорит Дмитрий Лекух:
"Я бы с точки зрения экономики посмотрел — это называется социально-значимая отрасль. Если, например, говорить о литературе, она таковой была всегда со времен книгоиздательства Сытина и появления народной книги еще в Российской Империи, про большевиков я даже не говорю. Это социально значимая отрасль. Будут дети читать "Белеет парус одинокий" Катаева или "Лето в пионерском галстуке"? Для нас, как для граждан, есть разница. Это и есть социально значимая отрасль. И государство должно там присутствовать как представитель общества, а не частник, который говорит: а вот я хочу издавать иноагентов Акунина и Быкова, и что вы мне сделаете? И издавали, пока не выяснилось, что они ВСУ финансируют, издавали и продавали".
Пока же эксперт, как и мы все, продолжает удивляться, какие талантливые у нас уже не дети, а внуки и правнуки творческих деятелей.
"Любой фильм посмотришь, там уже на уровне осветителей абсолютно знакомые фамилии. Чужие там просто не ходят. Такие вещи, по идее, должно ликвидировать появление государственной культурной политики. Говоря языком протокола — выделение культуры в социально значимую отрасль", — заключает Дмитрий Лекух.