Екатеринбург взяли в транспортную блокаду
Строительство наземного метро в Екатеринбурге остается под вопросом. Вопреки заявлениям главы города Алексея Орлова о начале создания ветки уже в 2025 году, в "РЖД" уточняют, что проекта еще нет в инвестпрограмме госкорпорации, а механизмы финансирования требуют уточнения правительством РФ. Отсрочка создания крупного инфраструктурного проекта создает дополнительную нагрузку на ЖД-вокзал Екатеринбурга, транзит через который оказался перегружен растущим потоком товарняков. Это уже неоднократно приводило к массовой задержке поездов. И пока вопрос о запуске наземного метро остается подвешен, системная проблема пропускной способности и сбоев в расписании поездов будет сохраняться. Подробнее — в материале Накануне.RU.
23 сентября глава Екатеринбурга Алексей Орлов официально сообщил со ссылкой на замгендиректора "РЖД", экс-руководителя "СвЖД" Ивана Колесникова, что Москва согласовала выделение средств на проект наземного метро. По его словам, строительство должно начаться уже в 2025 году.
Однако в РЖД в тот же день заявили, что вопрос финансирования остается не решенным. Госкорпорация за свой счет провела обоснование инвестиций, а сам маршрут "Новокольцовский" вошел в паспорт федеральной инициативы "Мобильный город". Сейчас вся технико-экономическая документация находится в правительстве РФ и ждет принятия решения о выделении финансирования, добавили в РЖД.
Таким образом, заявления главы Екатеринбурга Алексея Орлова, сделанные 23 сентября, оказались едва ли не дезавуированы железнодорожниками.
Проект является крайне важным для Екатеринбурга в виду необходимости разгрузки пассажирского терминала, который в последнее время перегружен из-за роста грузоперевозок. Так, в минувшие выходные на ЖД-вокзале в Екатеринбурге произошел очередной массовый сбой в расписании движения поездов. Люди жаловались, что ожидание поездов по отдельным направлениям превышало час, а в пути составы делали длительные остановки, например, в районе станции Исток. В СвЖД списали задержки на проведение технических и ремонтных работ на железнодорожных путях, в связи с чем пригородные пассажирские компании вносят изменения в расписание. Причем, ситуация произошедшая в минувшие выходные — не редкость. До этого многочисленные опоздания на час и более фиксировались 16 и 14 сентября.
Параллельно с этим наблюдается перегруженность пригородного жд-транспорта со стороны Дружинино: пассажиры жалуются, что мест в электричках для всех не хватает и вагоны буквально набиты битком. Коллапс в этом направлении обусловлен беспрецедентными ремонтными работами на дороге в сторону Перми, которые, буквально, заблокировали федеральную трассу М12. Водители автотранспорта ежедневно проводят в пробках возле Дружинино до 8 часов в попытке пробиться в Екатеринбург.
Таким образом, полуторамиллионный мегаполис в этом году оказался фактически в транспортной блокаде. Выбраться из города или попасть в него оказывается проблематично. Что касается железнодорожного транспорта, то, согласно отчету СвЖД, в январе – августе 2024 года на свердловской магистрали внутри страны и на экспорт отправлено 211,8 тыс. груженых контейнеров в двадцатифутовом эквиваленте, что на 2,5% больше, чем за аналогичный период 2023 года. В них перевезено 3,8 млн тонн различных грузов (прирост составил 2,6%). При этом, по отдельным категориям грузов, как, например, леса и нефтепродукты перевозки выросли на 21,7% и 17,4% соответственно.
Для обеспечения доставки грузов по запросу холдинга "Сибур" СвЖД даже запустила ускоренную доставку пропилена поездами повышенной длины из Тюменской области на Дальний Восток. Первый 100-вагонный поезд был отправлен 16 сентября со станции Тобольск на станцию Владивосток. Далее груз морским путем будет доставлен в Китай. Отправлять такие составы планируется на регулярной основе, не менее пяти раз в месяц. Растущие поставки в этом направлении связаны с экспортной переориентацией на Китай, однако инфраструктура оказалась не готова к такому росту потоку. Сейчас в целях увеличения экспортного потенциала "РЖД" реализует проект реконструкции "Восточного полигона" — участка Байкало-Амурской магистрали.
Так или иначе, Екатеринбургу необходим комплексный подход как в части развития пассажирского транспорта, отделения грузовых потоков, так и сохранения альтернативных транспортных артерий. Депутат ЗакСО Сергей Карякин считает, что проект наземного метро поможет разгрузить транспортные потоки в столице Урала, однако окончательное решение по нему еще не принято.
"Наземное метро должно очень хорошо поспособствовать разгрузке. Я разговаривал с жителями Верхней Пышмы после запуска трамвайной ветки до Екатеринбурга, они остались очень довольны. При этом стоимость "наземки" в десятки раз ниже классического метрополитена. Даже если в дальнейшем найдутся деньги на постройку метро, ж/д-линия все равно останется востребованной. Здесь я склонен доверять Алексею Орлову, что вопрос с финансированием почти решен, но даже после решения о выделении средств все может развернуться на 180 градусов. Какие бы грамотные лоббисты у нас ни были, здесь влияет сумма факторов, в том числе, и удача", — заявил Накануне.RU Сергей Карякин.