Борис Рожин: Израиль в одиночку не смог бы успешно воевать с соседями
Маленькая страна уже много десятилетий третирует Ближний Восток. Государство размером меньше площади Крыма ведёт одновременно военные конфликты с пятью странами региона. В Ливане спецслужбы Израиля успешно применили начинённые взрывчаткой пейджеры, ликвидировали главу "Хезболлы" и уже начали наземную операцию. В Иране глава агентства по противодействию Израилю оказался агентом "Моссада" и развалил деятельность организации, по крайней мере, такое заявление сделал экс-президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. Откуда у Израиля такие суперспособности? Своим мнением с Накануне.RU поделился военный обозреватель Борис Рожин (Colonelcassad):
— Важно понимать, что Израиль действует не один, за ним стоит технологическая, экономическая мощь США, без которой Израиль бы не мог действовать, так как он действует, потому что это небольшое государство с достаточно ограниченными ресурсами, но за счёт столь сильных покровителей оно может себе позволить гораздо больше.
Так же США действуют в отношении Тайваня или той же Украины, которые используются как своеобразный прокси-интерфейс распространения американского влияния. Вот Израиль это главный такой интерфейс для США на Ближнем Востоке, причём они это не скрывают, и Байден об этом говорил ещё в восьмидесятых годах, о том, как США видят роль Израиля. Соответственно, это приводит к тому, что данное государство получает огромные финансовые вливания из американского бюджета. Оно получает вооружение, определённые технологии и так далее, что обеспечивает ему перевес над соседями или ключевыми региональными оппонентами: это Иран, Турция, Египет, не говоря уже о более слабых странах или просто прокси-группировках типа "Хезбаллы", ХАМАС и тому подобных.
Технологическое преимущество даёт возможность иметь перевес как в разведке, так и контрразведке, потому что Иран тоже, безусловно, ведёт аналогичную деятельность в Израиле — тоже вербует и военных, и чиновников. Такие дела там тоже периодически вскрываются, но опять же, у Израиля таких возможностей больше, и Иран несколько отстаёт от Израиля.
Об уровне реального отставания трудно судить, но как факт, такое отставание имеет место. Соответственно, плюс разведки — это прослушивание сетей, контроль электронных потоков. Это даёт возможность отслеживать деятельность командных структур оппонентов Израиля. То есть мы видели эти атаки на командную структуру "Хезболлы", которые, очевидно, связаны с теми или иными утечками безопасности, до конца ещё не ясно, но очевидно, что так или иначе как система связи, так и система организации была скомпрометирована, возможно, изнутри, возможно, за счёт просачивания в электронные системы управления движением, это, соответственно, привело вот к таким последствиям.
Это показатель того, насколько важно сохранять секретность своих систем связи и желательно не допускать туда чужие технологии. То есть это история и про Россию тоже, потому что мы так же закупаем достаточно много электронного оборудования на Западе. Пример "Хезболлы" показывает, к чему могут приводить подобного рода уязвимости. То есть нам, конечно, хорошо бы делать выводы из того, что происходит на Ближнем Востоке, потому что подобного атаки могут применять и против нас, используя для этого условный украинский интерфейс, то есть под прикрытием неких операций ГУР или тому подобное, какие-то подобного рода атаки могут быть и в нашем отношении. Такой вариант исключать нельзя.
Возвращаясь к Израилю, мы видим, что имея США в качестве протектора, Израиль позволяет себе нападать на соседние государства. То есть фактически сейчас Израиль нападает на Иран, Газу, оккупированные палестинские территории, Ливан, Сирию, Йемен, то есть как минимум пять государств подвергаются ударам Израиля. Естественно, это происходит потому, что за ними стоят США, которые обеспечивают экономические возможности Израиля вести несколько войн одновременно. И если отрубить поддержку США, то Израиль достаточно быстро надорвётся по экономическим причинам.
Сейчас Израиль будет стремиться вынудить "Хезболлу" пойти на перемирие, чтобы иметь возможность вернуть беженцев на территории северного Израиля, потому что главный успех — это то, что они вынудили несколько сот тысяч израильтян бежать с северных территорий страны. Это оказывает давление на Нетаньяху, поэтому вот этими атаками на командную структуру "Хезболлы", угрозой ограниченного вторжения делается попытка вынудить мягко капитулировать, вернуть беженцев и объявить это победой Нетаньяху, что укрепило бы его политические позиции, и можно было продолжать вести войну в Газе и на оккупированных территориях западного берега Иордан.
Но, опять же, "Хезболла" даёт понять, что она не собирается уступать, что она продолжит вести боевые действия, хуситы будут продолжать вести боевые действия, потому что Ирану в принципе выгодно, чтобы Израиль продолжал увязать в войне с его многочисленными прокси-группировками по всему региону, без каких-то шансов на победу над ними. Ирану выгодно было бы сохранять текущий уровень эскалации, но без своего прямого участия, да, потери с точки зрения прокси-активов достаточно ощутимые, но, учитывая большое количество жертв, которые вызывают действия Израиля, группировки по всему региону достаточно быстро восполняют личный состав.