03 Декабря 2024
search

Началась деанонимизация блогеров

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Общество В России

Буллинг, хейтинг и абьюз: школьные годы — чудесные?

Все чаще вопрос о буллинге в школах поднимается из-за печальных событий: от буллинга до шутинга один шаг, обиженные дети несут в классы молотки и огнестрельное оружие, иногда абьюзят учеников сами преподаватели, а другая сторона медали, отнюдь не золотой — травля самих учителей. Когда школа превратилась в поле боя и психологического противостояния и что можно сделать с тем, чтобы снизить накал страстей, рассказали эксперты Накануне.RU.

Целый ряд резонансных нападений произошел в российских школах в сентябре.

16 сентября в Челябинске 13-летний ученик коррекционной школы напал на одноклассников. Металлодетектор в школе был отключен, а охранница на входе не заметила ничего подозрительного — и пропустила школьника с молотком, ножом и муляжом пистолета в рюкзаке. На первом уроке он набросился на одноклассников. Пострадали четыре человека: две девочки, мальчик и учительница, которая пыталась остановить подростка. Его задержали и доставили в психоневрологический диспансер.

15 сентября в селе Мостовском Свердловской области 15-летний парень ударил 12-летнюю школьницу камнем по голове, а после этого сбежал. Нанесенные ранее обиды, возможно, и побудили его вооружиться попавшимся под руку тяжелым предметом, чтобы осуществить разборку. Хлынувшая кровь на теле школьницы не остановила юношу. Упавшую девочку он взял за ноги, оттащил волоком в лесной массив и оставил на произвол судьбы, а сотовый телефон выбросил. Какие такие обиды могла причинить 12-летняя девочка 15-летнему юноше, что он пошел на столь жестокую расправу, остается загадкой.

Тем временем, жалобы на абьюз со стороны школьников поступают от педагогов, они говорят о том, что закон в подавляющем большинстве случаев оказывается на стороне учеников и родителей, а учитель один на один остается со своими проблемами. В Госдуму внесут проект закона о введении административной ответственности за оскорбление педагогов.

С некоторых пор школа перестала "оказывать услуги" образования, но воспитывать пока не начала. Интересно, что раньше сдерживающих механизмов либо было больше, либо общество само по себе выступало как некий ориентир для поведения и таких проблем не возникало. Дети боялись, что их могут выгнать из школы, отправить в интернат для трудных подростков или в ПТУ. Сегодня последнее — вполне нормальный путь, а все остальное — просто "пугалки", которые не работают?

Кто-то в падении нравов и бесконтрольности детей обвиняет либерализацию образования и индивидуальный подход в обучении, мол, избаловали детей. Другие видят проблему более материальную — учителя получают мало, не являются авторитетами для детей в силу того, что и в педагогику идут вовсе не по призванию, а потому что баллов хватило только в пед. Дефицит кадров и переполненность классов не оставляют возможности для дополнительных занятий и создания психологически комфортной экосистемы в школах. А может быть, действительно, школа — лишь зеркало того, что происходит в обществе, которое на многочисленных ток-шоу демонстрирует отнюдь не экологичное поведение? Агрессия, разборки и буллинг в школах — лишь последствия деградации мира взрослых?

"Я являюсь отцом уже пятерых учеников, и могу сказать, что сейчас другая ситуация — это абсолютное беспардонное отношение учеников к учителям, они позволяют себе абсолютно хамское поведение, а у учителя и у школы в целом нет никаких действенных рычагов, чтобы усмирить зарвавшегося барчука или хама. Я понимаю, что, может быть, родители у него привыкли так разговаривать, выросли на стандартах "Дома-2", но это не дает ему права вести себя по-скотски в обществе", — говорит заместитель председателя комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Виталий Милонов.

По мнению парламентария, буллинг в школе — это результат целого комплекса проблем, которые тянутся из общества, из семьи. А школа же только недавно заявила о том, что наконец начинает участвовать в воспитании, а не просто перекачке информационного материала из бумажного носителя в биологический.

"Сейчас школа как раз — когда много неполных семей, когда многие родители в принципе не понимают, как воспитывать детей, должна быть тем островком спасения для будущих граждан Российской Федерации", — говорит Милонов.

Открытие школы №133 в Академическом районе Екатеринбурга(2024)|Фото: Накануне.RU

Омбудсмен в сфере образования Амет Володарский добавляет:

"Есть буллинг и внутри детского коллектива, когда все объединяются против какого-то одного ребенка, который не выглядит так, как они. Например, с излишним весом или ребенок другой национальности. Эта нетерпимость существует и передается в том числе в общество. Это комплексная проблема, и решать ее надо так: а) — с повышением уровня отбора в педагогические вузы, нужно давать больше стипендии в педвузы, нужно делать их более привлекательными, б) — решать проблемы внутри нашего самого общества. Таким образом, если после этого останется процесс буллинга, то тогда нужно принимать уже и законодательные нормы для решения конкретных проблем".

Правильно, что сегодня обратили внимание и на то, что бывает травля учителей, и травля учителями, и в классах нужно называть вещи своими именами — только тогда получится устранить практику буллинга на всех уровнях. Пока никто не говорит открыто о таком феномене, его как будто и нет, а значит, дело не сдвигается с мертвой точки.

Но, как говорит клинический психолог, аддиктолог, действительный член Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги Александра Изюменко, стоит обратить внимание на личность травителя, того, кто унижает одноклассников и создает некомфортные условия для всех, чаще всего это просто ненормальный человек — сложные дети и даже психиатрически ненормотипичные. А родителям таких детей чаще всего помощь не оказывается, их карают, наказывают, ругают и теперь еще вводят штрафы там, где должны оказывать психологическую поддержку.

С такими "ненормальными" травителями и так проблем у них хватает и не всегда все зависит от воспитания дома. Ненормотипичность проявляется в раннем возрасте как раз таким поведением. "Родители хватаются за головы, выдирают себе волосы, у них учеты вообще везде, где только можно, но помощи от органов никакой нет. И если привлекать родителей, то эта мама, которую таскают по всем учетам, по всем надзорным органам, а теперь ей еще и говорят: теперь ты еще и штраф будешь платить за то, что твой сын травит других детей", — говорит Александра Изюменко.

Школьники(2024)|Фото: Накануне.RU

Действительно, раньше считалось, что травители — это люди из дисфункциональных семей, из асоциальной среды, но оказывается, что все совершенно не так. Для того, чтобы разобраться с буллингом, надо еще четко понимать разницу между конфликтом и травлей. Очень часто бывает, что травлей называют то, что травлей совершенно не является, говорит психолог:

"Если пацаны дерутся за школой — это не травля. Даже если три пацана бьют одного — это не травля. Это драка или избиение. Травля — это систематическое психологическое давление. Кибербуллинг — это систематическое, психологическое давление в сети. Травлю и конфликт важно очень четко разделять. В конфликте стороны стоят на одном уровне, а в травле всегда есть жертва и есть преследователь".

При этом эксперты предупреждают: буллинг был и будет всегда, потому что всегда будут дети с патологией. И школы в любом случае, какие бы квалифицированные педагоги и педагоги-психологи там ни работали, будут сталкиваться с необходимостью решения этих проблем. Травителя всегда надо показывать психиатру, скорее всего, обнаружится диссоциальное расстройство. Если нет, то уже можно решать вопросы методами воспитания и очистки коллектива от отравляющего поведения.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС