11 Октября 2024
search

Сроки обучения в школах сократят?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Образование В России

Более 3 млн школьников и половина студентов в России до сих пор сидят на дистанте

Который и не думают сворачивать

В 2023-2024 учебном году более 3 млн школьников и 2 млн студентов в России учились на дистанте. Об этом говорится в статистическом сборнике ежегодной серии "Образование в цифрах", подготовленном ВШЭ в партнерстве с Минобрнауки, Минпросвещения и Росстатом. Накануне.RU проанализировало некоторые данные, которые говорят о неутешительном диагнозе системы образования.

Поразительный вывод состоит в том, что после ковида дистант в образовании не только никуда не ушел, но был оставлен на постоянной или периодической основе. Более того, количество учащихся на дистанте только выросло.

Вот официальные данные. Если в 2021-2022 учебном году на дистанте сидели 2,9 млн школьников, то в прошлом учебном году — уже 3,2 млн. То есть 300 тыс. детей были подсажены на дистант! Ковида, карантинов и локдаунов давно нет, но цифровизация на марше. 18% школьников в России сидят на дистанте! Вероятно, не все время и не по всем предметам, но периодически и под разными предлогами их переводят на дистант.

О качестве обучения в этом случае можно не говорить. Когда учебный процесс постоянно прерывается, он уже перестает быть нормальным.

В высшем образовании ситуация еще более удручающая. Почти половина студентов (46%) находились на дистанте. Это чуть меньше, чем двумя годами ранее (53%), но очевидно, что дистант никто и не думает сворачивать. Почти то же самое — в среднем специальном образовании (более 40%).

Преподаватель мехмата МГУ Николай Волков заявил, что сами вузы и их преподаватели заинтересованы в дистанте. Во-первых, так намного легче, а во-вторых, положение преподавателей таково, что из-за низких зарплат и малой нагрузки они часто вынуждены еще где-то подрабатывать.

"Часть предметов ведется в дистанте, потому что конкретному преподавателю так удобнее. Он, бедолага, работает на трех работах, и ему с тех двух работ ехать ради одной пары в университет неохота. Он кое-как по "Зуму" отчитал и все — ему так проще. Но так хуже", — рассказал он.

В вузах количество ставок зависит от количества студентов. Так как во многих вузах студентов не хватает, то и количество ставок сокращается. В результате многие преподаватели работают на полставки и вынуждены подрабатывать на стороне. Соответственно, преподавание в конкретном вузе становится для них лишь одним из нескольких занятий, а качество неизбежно снижается. Новые преподаватели часто уже считают дистант нормой, а старые обленились. И дистант устраивает всех, так как он не отвлекает от подработок на стороне, уверен Николай Волков.

О том, что труд преподавателя вуза во многом стал прекарным, заявила профессор кафедры ЮНЕСКО по сравнительным исследованиям качества высшего образования Московского института стали и сплавов Виктория Пугач в журнале "Высшее образование в России". Термин "прекариат" означает класс социально неустроенных людей, не имеющих полной гарантированной занятости. То есть преподавание в вузах для многих стало подработкой, временной халтурой, связанной с частичным трудоустройством. Как это разительно отличается от благостных отчетов чиновников!

Школа №34 в посёлке Рудный Свердловской области(2024)|Фото: Накануне.RU

Характерно, что расходы на образование в России в последние годы снижаются. Если в 2020 году государственные расходы были почти 6 трлн руб., то в 2022-м — менее 5,5 трлн (в постоянных ценах 2022 года). А в постоянных ценах 2010 года они больше лишь на 5%, притом что количество учащихся за это время увеличилось. В 2020 году в России было менее 14 млн школьников, а сегодня — почти 18 млн (эхо роста рождаемости в 2005-2015 гг.). Получается, что в расчете на одного школьника расходы на образование вообще упали, причем весьма ощутимо. Что такое рост на 5% в условиях, когда школьников стало больше на 25%!

К слову, с 2010 года учеников в частных школах стало в три раза больше, и сегодня их уже более 200 тыс. — свыше 1%. Родители уводят своих детей из государственных школ, и этот процесс ежегодно набирает оборотыза последние три года рост в 1,5 раза.

В расчете на одного школьника по паритету покупательной способности национальных валют расходы на образование в России в 2-3 раза меньше, чем в США, Германии, Британии, Канаде, Франции.

Неудивительно, что быстрыми темпами растет рынок платных услуг в системе образования. В 2023 году они достигли почти 1 трлн руб. В 2020 году было лишь около 650 млрд. То есть за три года рост составил 1,5 раза. Позволительно спросить: а насколько за этот же срок выросла зарплата учителей? И она вообще выросла в реальном исчислении? Вот и ответ на вопрос, почему учителя уходят из школ в репетиторы. Государство своими действиями само выдавливает их в репетиторство.

Кроме того, государство неуклонно покидает систему образования, передавая его в частные руки. Вот убедительные цифры. Количество детских садов в 2014 году составляло 41 тыс., в 2023-м — 32 тыс. Что касается школ, то в 2000 году их было 69 тыс., а сегодня — 39 тыс. В последние годы это количество ежегодно сокращается примерно на 500. То есть каждые два дня в России закрывают три школы! Прежде всего это касается сел. Символ зловещего содержания для будущего страны.

Вот чего никак не становится меньше, так это вузов. После их укрупнения в начале 2010-х их количество стабильно превышает 700, из которых более 200 частных. Высшее образование все больше превращается в оказание услуг по выдаче дипломов? Глядя на все эти цифры, на ум приходит только один вопрос: так куда же идет российское образование? Или катится?


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС