Вместо загородного оздоровления в России массово распространились "детские камеры хранения"
На правительственном часе в Госдуме спикер Вячеслав Володин озвучил тревожные цифры. Оказывается, за 13 лет число лагерей детского отдыха с круглосуточным пребыванием сократилось до 2 тыс. 677. В то же время, лагерей с дневным пребыванием теперь осталось 32 тыс. 283, а в 2011 году было 52 тыс. лагерей. За год отдохнувших в детских лагерях детей — лишь 28% из общего количества. То есть более двух третей детей в принципе не получили свою порцию здоровья и организованного отдыха.
Но каковы же причины — нет денег у родителей или нет желания? То, что тема детского отдыха прозвучала в Думе, конечно, говорит о том, что власти понимают ее актуальность. Но что происходит на деле кроме, обсуждений? Своим мнением о проблемах детского отдыха с Накануне.RU поделилась депутат Госдумы от КПРФ, председатель комитета по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Нина Останина.
— Что можно сказать о детском отдыхе в лагерях сегодня? Насколько он оздоравливающий?
Вряд ли пребывание детей в этих пришкольных лагерях летом каким-то образом положительно скажется на их здоровье. Единственное, что родители называют это "детские камеры хранения". То есть, дети под присмотром, родители на работе, хотя бы у родителей есть гарантия того, что ребенок не попадет в трудную ситуацию. Что касается загородных лагерей, то тоже многое изменилось. Это уже не путевка на 21 день, точнее, сама путевка есть на 21 день, но она очень и очень дорога: от 40 тыс. и даже до 245 тыс., как в Карелии, там единственный загородный лагерь, стоимость путевки на 21 день — 245 тыс. Поэтому родители покупают путевку уже не на 21 день и даже не на 10, а иногда всего на семь дней. Можно ли оздоровить ребенка за семь дней? Конечно, это надо быть большим оптимистом.
Иными словами, ответить положительно на ваш вопрос, что пребывание ребенка в детском загородном лагере скажется в течение всего учебного года положительно на состоянии его здоровья, я сейчас не могу. Но желание все-таки сделать эту сферу действительно нужной для того, чтобы наши дети летом были оздоровлены, оно в Думе есть и политическая воля есть, поэтому вообще с 2016 года впервые на таком высоком государственном уровне была рассмотрена тема организации отдыха и оздоровления детей.
В 2016 году произошла страшная трагедия на Сямозере. И тогда президент, собственно, взял эту тему на контроль, дал поручение правительству, поручил разработать единый нормативный документ, но, к сожалению, пока еще единого закона нет. И вот правительственный час, который состоялся в Государственной думе 2 октября, как раз не просто вернулся к этому вопросу, а было принято решение все-таки принять единый закон об организации отдыха и оздоровления детей в Российской Федерации.
— Как, по-вашему, должно ли государство помогать семьям с детским отдыхом, или сами справятся?
— Ну, не просто может, государство обязано взять на себя полномочия по организации отдыха и оздоровления детей. У нас же социальное государство, да, собственно, и базовый закон об основных гарантиях прав ребенка предполагает, что это все-таки государственная задача — забота о здоровье детей. И, к сожалению, сейчас эти полномочия находятся на региональном и муниципальном уровне.
Мы с вами когда говорим о государстве, то подразумеваем, что надо поднять эти полномочия, эти обязательства с регионального-муниципального уровня все-таки на федеральный. У нас сегодня из федерального бюджета финансируется только пять федеральных центров. "Артек", "Океан", "Смена", "Алые паруса" — замечательные. Это прямо такие методические центры, круглогодичные. Дети там отдыхают, получая полный комплекс: и воспитание, и образование, и социализация, и умение в коллективе общаться, и чувство товарищества. Собственно, очень хотелось, чтобы вообще в каждом регионе был свой маленький "Артек". Вот такую задачу мы сейчас ставим перед собой.
— То есть есть конкретные инициативы парламентариев. А сложности какие?
— Есть инициативы, которые приняли. Приняты уже, ну, например, обязательная воспитательная работа в образовательной организации. Эта воспитательная работа должна быть унифицирована. Она должна быть поставлена на федеральном уровне, быть единообразной во всех организациях отдыха и оздоровления. Но единого закона, который бы определял правила работы этих организаций, задачи этих организаций комплексно, нет. Поэтому сейчас перед нами стоит очень большая задача разработать и принять такой закон, который был бы понятен всем: и родителям, и детям, и организаторам.
У нас ведь сегодня до 90% всех организаций отдыха и оздоровления частные. И в данном случае, говоря о частных организациях, министр просвещения сказал, что там работа налажена в зависимости от того, как видит собственник этой организации работу с детьми, — а такого быть не должно. У нас же единое образовательное пространство. Можно рассматривать организацию отдыха и оздоровления детей как вид дополнительного образования, которое тоже должно регулироваться. Оно должно регулироваться из федерального центра.
А у нас сегодня, к сожалению, 13 министерств и ведомств отвечают за отдых и оздоровление детей. И вот в этой чертовой дюжине не разобраться. Министерство просвещения должно координировать эту работу, но оно ведь на равных с другими министерствами: с Минздравом, с Минтрудом, с прокуратурой, с Роспотребнадзором. Поэтому должен быть более высокий уровень межведомственной комиссии, с чем согласился вице премьер Чернышенко, я думаю, что он и возглавит этот межправкомитет.
— Ожидать, что государство поможет всем семьям, которые желают отправить на отдых детей — возможно?
— Ну, во первых, когда-то государство полностью брало на себя это обязательство, но последний раз в 2015 году из федерального бюджета выделялись 19 млрд руб. для поддержки семей с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации. И вот эти 19 млрд уходили в регионы, и там распределялись для приобретения путевок тем семьям, которые оказываются в такой ситуации и сами не справляются. Сегодня все это ложится на плечи родителей и регионов. Больше того, в 2021 году выделялся так называемый "детский кэшбэк" — возврат средств, на что было предусмотрено в бюджете 5 млрд руб., потом 7 млрд руб. Даже президент собственным распоряжением указал, что надо этот кэшбэк сохранить.
Сейчас кэшбэка нет, и в бюджет на 2025 год кэшбэк этот тоже не заложен, поэтому на правительственном часе депутаты всех фракций высказали пожелание вице-премьеру Чернышенко, чтобы хотя бы возвратные средства эти были заложены в бюджет. Посмотрим.
— Ну а каковы причины того, что только 28% всех детей так или иначе отдохнули в лагерях — и дневного, и круглосуточного пребывания? Это нехватка средств в семье, это нежелание родителей, это нежелание детей, отсутствие информации о детских лагерях отдыха, или что?
— 90% случаев — это отсутствие материальной возможности. Также присутствует страх родителей за безопасность детей. Ситуация сейчас тяжелая, да и детские организации, к великому сожалению, не являют собой образцы безопасности для детей. Много всего бывает, начиная от буллинга и завершая угрозой психическому и сексуальному здоровью детей, потому что, не секрет, у нас были случаи и проникновения педофилов. А в этом году случаи массового отравления детей — почти 600 детей отравились в организациях отдыха и оздоровления. Ну какой родитель не беспокоится о своем ребенке? И он со страхом думает, все ли там хорошо? Лучше пусть он будет у меня летом под боком, чем где-то там вдруг случится такое отравление.
Поэтому, с одной стороны, это опасение родителей за безопасность детей, с другой стороны, отсутствие материальных возможностей.