Праздник непослушания с чак-чаком
Казань, принимающая в эти дни саммит БРИКС, снова превратилась в город-крепость.
Здание МВЦ "Казань-ЭКСПО" в районе аэропорта, где должны были пройти основные мероприятия, с самого утра 22 октября оцепили по периметру, сотрудники в форме патрулировали даже газон вдоль металлического ограждения — мало ли что. По дороге из аэропорта в город полицейские стояли через каждые сто метров, а "Нивы" и УАЗики прочесывали пересеченную местность вдоль трассы.
Ближе к центру полицейских становилось только больше — они бдили буквально на каждом перекрестке и через каждые 20 метров на тротуарах, мобильный интернет нещадно глушился, а затаившиеся тяжелые грузовики были готовы перекрывать улицы.
В это время беззаботный глава Татарстана Рустам Минниханов встречал лидеров иностранных государств в аэропорту караваем и традиционным татарским чак-чаком. Ничто и никто не могли испортить этот праздник непослушания, а точнее — многополярности, отдающей появлением антизападной коалиции.
С 1 января 2024 года к Бразилии, России, Индии, Китаю и ЮАР присоединились Египет, Иран, Эфиопия и ОАЭ, а теперь интерес к взаимодействию проявили еще более 30 государств, 24 из которых были представлены в Казани их лидерами. Прибыл также и генсек ООН Антониу Гуттериш, что вызвало панику на Украине. В офисе генсека на это заявили, что его участие важно для ООН, поскольку страны БРИКС представляют половину населения мира.
Совокупный ВВП стран БРИКС с поправкой на паритет покупательной способности уже превысил долю G7 в мировой экономике, составив 35,6% против чуть более 30% в G7. К 2028 году соотношение еще больше поменяется в пользу БРИКС: 36,6% против 27,8%.
В БРИКС намекают, что могут выступить заменой МВФ и Всемирного банка, распространив свое влияние и на страны Глобального Юга, не входящие в организацию. К слову, задачи Нового банка БРИКС, в принципе, похожи на задачи МВФ и ВБ, вместе взятых. Это обеспечение валютной и финансовой стабильности в государствах, которым БРИКС оказывает поддержку.
Попытки заменить МВФ оказались отражены и в итоговой Казанской декларации БРИКС. На минуточку, страны призвали к реформе Бреттон-Вудских институтов — тех самых МВФ и ВБ как столпов долларового глобализма.
И вот на саммите глава Нового банка развития БРИКС Дилма Руссефф заявляла, что доллар все чаще используется как политическое оружие, а президент Бразилии Лула да Силва говорил, что БРИКС — это уже большая часть населения Земли, треть мирового ВВП. Он возмущен тем, что сейчас мы видим "план Маршалла наоборот, когда развивающиеся экономики поддерживают развитый мир", и именно инициатива создания БРИКС разрывает эту логику.
Казалось бы, экономическим весом БРИКС и расширением его влияния могло быть все сказано. Но пока не будет создана резервная валюта БРИКС, праздник непослушания долларовой системе не может считаться состоявшимся, потому что валюты стран БРИКС довольно слабые.
Россия и Иран, находящиеся под масштабными санкциями, выступали в Казани главными проводниками идей о расчетах в нацвалютах и создании альтернативных платежных систем, а вот КНР и Индия дипломатично отвечали на это общими фразами — с их экономическим ростом они слишком привязаны к США и доллару, к тому же боятся отключения от SWIFT.
Коллективно же лидеры БРИКС напоминали Ленина, в январе 1917 года пребывавшего в убеждении, что сам он не застанет революцию в России и не доживет до нее, — так и страны БРИКС пока не до конца верят в то, что могут свалить долларовую систему и создать "более справедливую" и что вообще надо это делать так энергично. Но уже нескрываемо демонстрируют непослушание.
Казань же в эти дни пережила беспрецедентные меры безопасности, но даже водители, стоявшие с автором материала полчаса без движения в ожидании проезда кортежей на одном из перекрестков, относились ко всему с пониманием: "Важнейшие вопросы решаются — время сложное, а тут столько глав государств приехали". Из окон одной машины доносилась песня "Седая ночь" — из сериала, прославившего недавно Казань 80-х.