В России призвали прекратить бесконтрольную "замещающую миграцию" и ввести оргнабор
С 7 по 9 ноября в Челябинске проходит Русский экономический форум. На нем, среди прочего, состоялась панельная дискуссия, посвященная "управлению миграцией". Эксперты обсудили механизмы, позволяющие усовершенствовать регулирование миграционных процессов на основе баланса между потребностями экономики в кадрах и социальной стабильностью общества. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Как сделать так, чтобы миграционная политика России отвечала вызовам времени, позволяла нивелировать различные риски, делая труд иностранных работников эффективным и безопасным? Ведь, по данным МВД России, на миграционном учете по состоянию на 1 сентября 2024 года состоят почти 6,2 млн иностранцев, а это примерно 4,2% от населения страны. В качестве ответа на этот вопрос эксперты выдвинули разные предложения, но все они, так или иначе, сводятся к необходимости привлечения тех иностранных граждан, которые смогут успешно интегрироваться в российское общество и принести пользу экономике страны.
Руководитель направления "Миграция" центра им. П.А. Столыпина ВШГУ РАНХиГС Михаил Бурда видит решение проблемы во введении организованного набора иностранной рабочей силы. Такая система ориентирована на конкретные запросы конкретного работодателя и закрепляет работника на одном предприятии. В случае, если иностранец передумает работать на закрепленном за ним месте, его должны будут выдворять из страны. Такая система позволит обеспечить срочный, адресный и возвратный характер трудовой миграции.
Нынешняя же система внешней трудовой миграции не позволяет определить, сколько и каких мигрантов нам необходимо. Организованный набор, как считает эксперт, является универсальным и эффективным механизмом управления внешней миграцией. Он ссылается на международную практику, которая доказала свою эффективность в таких странах как ОАЭ, Катар и Саудовская Аравия — то количество иностранных работников, которое привлекается в Эмиратах по системе "кафала" сопоставимо с российскими объемами. Для реализации этой программы в России необходимы либо международные соглашения, либо региональные программы. Сегодня есть соглашения с Узбекистаном и Таджикистаном, однако они носят рамочный характер и не обеспечивают адресность и возвратный характер миграции. Так, РФ — один из уникальных примеров, когда иностранным работникам позволяют привозить свои семьи.
Безусловным плюсом оргнабора является также то, что большинство проверочных процедур происходят еще на родине потенциального мигранта. Таким образом, приезжает только тот иностранец, который нужен работодателю и за которого работодатель несет ответственность.
"Зачастую, когда от определенных представителей миграционного лобби мы слышим мантру: нам надо больше мигрантов, которая повторяется из периода в период, то там звучат какие-то иррациональные цифры в миллионы, миллионы, миллионы", — так комментирует эксперт мнение о том, что большое количество иностранных граждан поможет восполнить нехватку кадров.
Он обращает внимание на то, что мигранты рассредотачиваются по регионам непропорционально, в результате чего в крупных городах их количество становится критическим и формируются центры "места компактного проживания" иностранных граждан. Возникают целые районы и поселки, где, в какой-то момент, законы Российской Федерации уже перестают действовать. Вот ФАДН нам недавно озвучил, что мигранты хотят жить по законам шариата".
Миграция в Россию, по мнению Михаила Бурды, является неквалифицированной из-за патентной системы. Он напоминает, что патенты были включены, как институт миграционного законодательства, еще в 2010 году и не были рассчитаны на такое большое количество человек, как они используются сейчас.
"Изначально, когда система патентов разрабатывалась, предполагалось, что это будет специальный документ, который получали бы иностранные работники, задействованные по найму у частного лица. Ни о какой работе у юридических лиц, на предприятии или где-то еще речь не шла. Речь шла о том, чтобы вывести примерно 500-600 тысяч иностранных граждан, которые работали нелегально по найму у частных лиц ввести в правовое поле".
Кроме того, только 35-40% иностранных граждан, приезжающих в Россию, получают разрешение на работу, тем самым идет развитие теневой занятости. Особенно остро она стоит в местах компактного проживания, внутри которых присутствует сильная роль диаспор. Например, в заведениях общепита, таких как "Чайхана" или шашлычные, мигранты трудятся зачастую нелегально.
Кандидат экономических наук, старший научный сотрудник ФГБУН "Институт востоковедения Российской академии наук" Наталья Космарская нашла ряд других вариантов решения проблем. Она предложила привлекать россиян из депрессивных регионов в Москву для работы в сферах, где обычно трудятся мигранты. Это одна из мер, которая может быть направлена на социальную и языковую адаптацию приезжающих в Россию иностранцев. "Разбавление" сфер низкостатусного труда россиянами поможет не ассоциировать такие профессии как дворник с миграцией и ее негативными последствиями. Это размоет границы между гражданами России и иностранцами, сформированные по профессиональному признаку.
"У нас есть регионы с недостаточными возможностями заработка — дотационные регионы. И вполне можно было бы привлечь какое-то количество людей, в ту же Москву, для выполнения этих непрестижных видов работ. И мы должны признать, что эти виды работ никуда не денутся, они все равно будут нужны: надо вывозить и сортировать мусор, раскалывать лед, чистить крыши, убирать улицы и прочее", — рассуждает Космарская.
Кроме того, она, как и ее другие участники этой дискуссии, отметила необходимость привлечения из стран ближнего зарубежья квалифицированной рабочей силы. Еще одной мерой, позволяющую повысить "качество" миграционных потоков в Россию может стать увеличение количества бюджетных мест в российских вузах и "удержание" выпускников этих заведений в стране. Наконец, открытие в странах Средней Азии "русских центров" для детей, в которых они учат русский язык и усваивают российские культурные ценности является крайне необходимой мерой для адаптации иностранных граждан, приезжающих в Россию. Космарская привела в пример три школы-интерната, открытых в Киргизии.
Руководитель отдела внешних коммуникаций Института Царьграда Никита Комаров особый акцент в своем выступлении сделал на критике тезиса о том, что мигранты решают проблемы нехватки кадров. По его мнению, дефицит кадров не просто не является проблемой для экономики — это стимул и драйвер ее развития.
Нехватка рабочей силы, в свою очередь, сложилась из-за низкой производительности труда — на сегодняшний день 35% рабочих мест являются низкопроизводительными. Благодаря автоматизации это количество можно сократить до 15-17%, что поспособствует высвобождению трудовых ресурсов. Сейчас же только 15,8% предприятий имеют высокий уровень автоматизации. Приток низкокавлифицированной рабочей силы тормозит развитие экономики, поскольку предприятия, которые ее используют не имеют стимула заниматься повышением производительности труда — это дорого, сложно, и имеет долгосрочную окупаемость.
"Зачем этим заниматься, когда можно сейчас взять низкоквалифицированную рабочую силу, к которой неограниченный доступ?" — рассуждает Комаров. Именно по этой причине дефицит кадров может только пойти на пользу экономике. Кроме того, большинство мигрантов заняты не только в низкоквалифицированном труде, но и в отраслях с низкой производительностью, таких как курьерская доставка и такси, а эти сферы не приносят добавленной стоимости. Только 13% иностранных граждан работают, например, на стройке, то есть в отрасли, которая приносит экономическую выгоду.
Комаров подчеркивает, что миграция в России носит не трудовой характер, а замещающий — иностранцы приезжают не просто заработать деньги и уехать обратно. Они приезжают с целью обосноваться и через какое-то время перевозят свои семьи, получают ВНЖ и паспорт. Семьи мигрантов, как правило, вообще не задействованы в трудовой деятельности. Не стоит забывать и о социальных мерах поддержки, которые становятся доступными для мигрантов. Это создает дополнительную нагрузку на социальную, коммунальную и транспортную инфраструктуру. Таким образом, замещающая миграция "выходит в минус", а ранее введенные в 38 регионах ограничения сфер, в которых могут работать мигранты, не несут негативных последствий для экономики.
Однако мнение о дефиците кадров как о "стимуле для экономики" разделяют не все. Так, председатель правления межрегионального союза "Клуб молодых промышленников" Антон Ковалев заявил о "колоссальной" нехватке кадров.
"В обрабатывающей промышленности задействовано 10 миллионов человек и 47% предприятий заявляют о нехватке сотрудников. Это каждое второе предприятие. По текущим тенденциям, к 2026 году дефицит составит 240 тысяч человек", — отметил Ковалев.
Тем не менее, решать эту проблему, по мнению промышленников, нужно не столько привлечением иностранных граждан, сколько сдерживанием "миграции" самих россиян внутри страны — уезжая из провинциальных городов и регионов в более развитые, граждане еще больше ослабляют экономику тех регионов, откуда они уезжают. В своем докладе Ковалев сконцентрировался именно на внутрироссийской миграции.
Однако, и в этом случае, остро стоит вопрос привлечения в промышленность высококвалифицированных кадров — на этот раз российских граждан на предприятия в российских же регионах. Для этого, по мнению Ковалева, необходимо интегрировать молодежь в промышленность еще со школьного возраста. Эксперт приводит в пример проект из Барнаула "Заводская проходная", в рамках которого всех желающих школьников приглашают посетить завод.