Учителя стареют и уходят, а заменить их некем
"Родная школа" провела большую аналитическую работу на основе данных МинпросаУчителя стареют и уходят из школ, а молодые не восполняют их в полой мере, не говоря уже об уровне квалификации. Такой вывод сделала "Родная школа" по итогам масштабного анализа, результаты которого опубликованы в аналитической записке по вопросам общего и дополнительного образования.
В документе собраны уникальные данные об образовании в России, которые власти не озвучивают. Причем важно, что все они основаны на официальных данных Минпросвещения РФ, ежегодно публикуемых в специальных формах на сайте ведомства (например, здесь они приведены на начало 2023/24 учебного года).
В начале прошлого учебного года число ставок учителей составляло 1 млн 617 тыс., а вакантными числились менее 18 тыс. ставок, или чуть больше 1% (вот она, нехватка учителей, по версии Минпроса). При этом среднесписочная численность учителей составляла 1 млн 67 тыс. (иные "педагогические работники" сюда не входят). То есть, по официальным данным, один учитель работал в среднем на 1,5 ставки. Это чуть меньше оценок, которые озвучивали разные эксперты (1,6-1,8 ставки), но все равно говорит об огромной перегрузке российских учителей и неизбежных последствиях для качества обучения. Да и то меньшая перегрузка достигается только за счет учителей "началки", с предметниками все хуже (об этом ниже).
Из этих же цифр прямо следует, что реальная нехватка учителей в России (при нормальной работе каждого учителя на одну ставку) составляет 550 тыс. Это гигантские цифры. Они свидетельствуют о том, что школьное образование пребывает в тяжелейшем состоянии, вызванном громадным кадровым дефицитом, который невозможно закрыть за короткий срок, а при текущем уровне зарплат педагогов - никогда.
Как уже сообщалось, с 2015 года сокращается количество учителей-предметников. Если девять лет назад их было более 770 тыс., то сейчас - 750 тыс. В процентах сокращение кажется не очень большим, однако численность школьников увеличилась с 14 млн до 18 млн, то есть почти на 30%, а учителей стало только меньше. Сильнее всего сократилось количество учителей ОБЖ - на 22%, химии - на 14%, технологии - на 10%, физики - на 7%. Все это - при их перегрузке.
Иная ситуация - с учителями начальной школы. Если в 2015 году на 100 предметников было 38 учителей начальной школы, то сегодня - 43. То есть российская школа движется в сторону все большей "начальности".
В документе отмечается, что в школе действуют какие-то факторы, удерживающие молодых учителей от трудоустройства в среднюю и старшую школу и ускоряющие увольнение предметников. "Родная школа" считает, что среди них: требуемый более высокий уровень знаний, чем в начальной школе (учителям-предметникам необходимо закончить вуз, в то время как для работы учителем начальной школы достаточно пройти обучение в колледже); более высокий уровень конфликтности в средней и старшей школе; большая бюрократия в средней школе. Также немаловажно, что учителей начальной школы очень трудно перевести на работу с двумя классами и более, сильно увеличивая их нагрузку.
Соответственно, с учителями-предметниками ситуация еще более аховая. Так, в прошлом учебном году средняя нагрузка учителей математики в стране составляла 1,57 ставки, а в 11 регионах превосходила 1,9 ставки (Новгородская, Омская, Смоленская, Костромская, Владимирская, Иркутская, Кемеровская области, Удмуртия, ХМАО, Еврейская АО, Ставропольский край). Естественно, о качественном преподавании математики в этих регионах сложно говорить.
Удивляться эти данным не стоит. По результатам опроса Народного фронта в сфере общего образования за март 2024 года, 15% учителей работают более чем на две ставки! Еще почти треть - более чем на 1,5. То есть половина учителей работают в режиме жесточайшей перегрузки. Цифры абсолютно согласуются с данными Минпроса.
В этих условиях происходит постепенный уход учителей из школ. Если в 2016 году учителей до 30 лет было 149 тыс., а старше 60 - 116 тыс., то в 2023 году пропорции сильно ухудшились: 151 на 164. То есть учителей-пенсионеров (точнее, пенсионерок, так как почти все школьные учителя - женщины) стало больше, чем молодых! Это значит, что основным кадровым резервом для школы стали люди с высшим образованием пенсионного и предпенсионного возраста (в том числе не имеющие длительного педагогического стажа), а отнюдь не молодежь. Именно за счет привлечения работающих пенсионеров школы имеют возможность формально закрывать ставки, добиваясь низкого числа вакансий (а это и нужно Минпросу). Но каково будущее школы при таком подходе? Что с ней будет через 10-15 лет?
К несчастью, ничего хорошего школу и массовое образование в России не ожидает. Если разбить всех учителей по 5-летним возрастным категориям, то самой многочисленной будет когорта 50-55 лет (до 55, то есть по 54 включительно). Но это в целом, за счет учителей "началки". А вот по предметникам можно просто хвататься за голову. Вот распределение по возрастам учителей русского языка и литературы. Как видно, оно резко смещено в сторону более старших возрастов, а пенсионеров больше, чем молодых.
"Родная школа" ввела такое понятие, как восполнение учителей. Это отношение (отношение учителей в возрасте 25-35 лет к учителям в возрасте 50-60 лет). Иными словами, это насколько молодые учителя замещают пожилых. Так вот для русского языка и литературы оно составляет всего 43%.
Но еще хуже с учителями математики. Там распределение еще больше смещено к старости. Хотя восполнение почти такое же, очевидно дальнейшее снижение числа учителей с учетом вероятности ухода на пенсию значительного их числа.
А вот по физике положение просто критическое. Восполнение их такое же - чуть более 40%. Но скоро детей вообще некому будет учить физике - настолько их мало, и они еще старше. Учителей физики младше 35 лет на всю Россию чуть больше 5 тыс. - это мизерные цифры. Пенсионеров старше 60 лет - почти 8 тыс. Скоро они уйдут, а новых взять неоткуда - их почти нигде не выпускают. О каком технологическом прорыве можно говорить? России угрожает массовая физико-математическая безграмотность и технологическая зависимость на десятки лет вперед. Детей нужно учить, а учить их некому. А глава Минпроса Сергей Кравцов просто подменяет острейшую проблему нехватки учителей неким "набором в педвузы", который никакого отношения к этому не имеет, так как до половины студентов там учатся вообще не на педагогических специальностях (!), а из тех, кто все-таки поступает на специальности, связанные с педагогикой, в школы приходит лишь небольшая часть. К слову, Минпрос держит эти цифры в секрете. Видимо, не случайно.
Все приведенные цифры, напомним, средние. Ясно, что во многих регионах проблема стоит еще более остро. Например, в Орловской области лишь 10 учителей физики моложе 35 лет, при этом 121 учитель старше 50. В Смоленской области 53 учителя математики моложе 35 лет, при этом 329 учителей старше 50.
"Следует ожидать, что уже к 2027-2030 гг. в этих регионах возникнут тяжелейшие проблемы, поскольку попытки привлечь людей с улицы ради заполнения вакансий приводят к падению качества обучения. В Тамбовской, Тверской, Брянской, Калужской областях также необходимы срочные меры, направленные на подготовку и привлечение в школы учителей математики, поскольку число молодых учителей математики (25-34 лет) составляет менее 25% от учителей предпенсионного возраста (50-59 лет)", - указывает "Родная школа".
Недаром в июне даже в Москве студентов педвузов призвали идти в школы преподавать математику, физику и другие предметы. Им готовы платить много, лишь бы они закрыли нехватку учителей. Но воз и ныне там. В регионах все еще хуже. А кто же захочет пойти работать на 20-30 тыс. в месяц?
О другой острейшей проблеме - зарплатах учителей - в следующем материале Накануне.RU на эту тему.