"Сон под наркозом": в спецмашиностроении начался тяжелый кризис
Производство сельхозтехники, машин для строительно-дорожной отрасли и прицепов оказалось в тяжелом кризисе, об этом 2 декабря заявил президент ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин на заседании Совета ТПП РФ по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России.
Он отметил, что в январе-октябре 2024 года наблюдается серьезное падение рынка в денежном выражении в сельхозмашиностроении и строительно-дорожном машиностроении, а в октябре 2024 года к октябрю 2023-го снижение отгрузок по ряду ключевых позиций в этих отраслях имеет двузначные значения.
Так, отгрузка сельхозмашин на внутренний рынок за январь-октябрь 2024 года снизилась на 16,3%, до 163,3 млрд руб. к аналогичному периоду прошлого года, отгрузка строительно-дорожной техники снизилась на 5,5%, до 61,1 млрд за тот же период. В октябре 2024 года отгрузка тракторов снизилась на 36,1% к октябрю 2023-го, зерноуборочных комбайнов — на 68,7%, кормоуборочных комбайнов — на 83,3%, бульдозеров + трубоукладчиков — на 30,5%, экскаваторов — на 42,1%, тралов — на 43,6%.
Помимо запретительных ставок Центробанка, уничтожающих льготное кредитование, попала в кризис программа субсидирования покупки сельхозтехники №1432, и сейчас неясно, как будут распределяться субсидии в следующем году и будут ли они вообще, сказал Константин Бабкин.
"Сначала по программе давалась 10% скидка для аграриев на приобретение сельхозтехники, затем на "Ростсельмаш" был наложен лимит, который не позволял получать субсидии выше определенного размера, в итоге "Ростсельмаш" начал получать субсидий в четыре раза меньше по обороту, это привело к торможению инвестиций. Сейчас Минпромторг пошел дальше и хочет изменить программу и ввести ранжирование: больше техники на рубль субсидий, то есть субсидироваться будет поставка более дешевой техники. Такая система несправедлива, демотивирует, сеет неопределенность на рынке. И сейчас мы не знаем, как будут распределяться субсидии в следующем году, получит ли "Ростсельмаш" эту субсидию, у нас ситуация подвешенная — паралич", — сказал Константин Бабкин.
Нет понимания и того, повысится ли утильсбор на сельхозтехнику для защиты отечественного рынка. И если промышленники уже привыкли к тому, что представители Минфина и ЦБ не приходят на подобные обсуждения, то нынешний Совет ТПП не посетили и представители Минпромторга.
"Сейчас и с Минпромторгом мы теряем контакт, это очень печально", — сказал Константин Бабкин.
Евгений Горелый, генеральный директор ООО "ДСТ-УРАЛ", отметил, что в 2022 году производители строительно-дорожной техники поверили в возможность развиваться, начали вкладываться в основные средства, станки, разработки. К тому же отрасль строительно-дорожной техники — разработки двойного назначения, заводы участвуют и в ремонтах военной продукции. Но в 2023 году сложилась картина противоположная — все заказчики "проголосовали" за китайский дешевый товар — "настолько, что мы видим на складах запас китайской техники на 1,5 года потребления всей РФ".
"Если рынок будет сжиматься благодаря ставке ЦБ, то мы как производители будем отрезаны от рынка более чем на два года, ситуация даже нельзя говорить, что плохая, а очень опасная. Мы начали видеть признаки системного кризиса, розничный рынок потеряли окончательно, мелкие компании покупают китайское, крупные корпорации начали резко сокращать объемы. Рынок на полтора года находится под наркозом. И даже тот объем утильсбора, который мы пролоббируем, рынок и не почувствует, он и не будет знать, что лягушку уже медленно сварили", — сказал он.
Глава ассоциации "Росспецмаш" Константин Бабкин заявил также о том, что и в прицепном машиностроении происходит "что-то трагическое". В январе-октябре 2024 года доля наших производителей на внутреннем рынке упала аж на 47 п.п., с 77% в аналогичном периоде годом ранее, до 30%, при этом импорт за этот период вырос на 81,8%. В октябре 2024 года отгрузка отечественных тралов на внутренний рынок упала на 43,6% к октябрю 2023-го.
Ситуацию на заседании Совета ТПП прокомментировал Денис Кривцов, генеральный директор машиностроительного завода "Тонар":
"В последний месяц эффект от повышения ключевой ставки дошел до нас, мы наблюдаем резкое торможение — с полного хода в бетонную стену. Тенденция на следующий год очень тревожная, желающих обновлять парк по ставке лизинга более 30% не наблюдается, хотя предпосылки роста отрасли существуют".
Он напомнил, что перевозки автотранспортом в России находятся на рекордном уровне, доля техники старше 20 лет очень высокая, так что есть все для того, чтобы обновляться дальше.
"И непонятно, что мы сделали неправильно. Мы видели незаполненный рынок, подтягивали поставщиков с расчетом на то, что такая ситуация сохранится, и в моем понимании расширение предложения приводит к снижению инфляции, а не наоборот, но, видимо, моего инженерного образования недостаточно, чтобы понять, как расширение инвестиций в производство разгоняет инфляцию.
По логике ЦБ, если нас всех закрыть, то в стране сразу наступит благодать и инфляция упадет. Мы все находимся в растерянности и нуждаемся в ориентирах", — сказал Денис Кривцов.