Сохранит ли Россия базы в Сирии, остается под вопросом
Россия находится в контакте с вооруженной оппозицией в Сирии, которая захватила власть, якобы боевики гарантировали безопасность российских военных баз и диппредставительств. При этом пресс-секретарь президента Дмитрий Песков уточнил, что пока преждевременно говорить о сохранении российских баз в Хмеймиме и Тартусе — это предмет для обсуждения с теми, кто возглавит Сирию. В общем, пока российские власти надеются на "продолжение политического диалога" с новым руководством, что позволит развивать отношения между Москвой и Дамаском в будущем. О том, каким будет политический диалог после свержения Асада и удастся ли сохранить базы в Сирии, читайте в материале Накануне.RU.
В Сирии антиправительственные силы захватили Дамаск и свергли президента Башара Асада. Он покинул страну и теперь с семьей находится в Москве. Неделю назад оппозиционные силы, включая организации, признанные на территории РФ террористическими и запрещенными, неожиданно наступили и захватили Алеппо. И уже вскоре исламистские повстанцы объявили о смене власти во всей Сирии и завершении правления Асада.
Пока неясно, удастся ли нам сохранить базы. Если мы уйдем, то их несомненно возьмет под контроль новая власть. Мы могли бы передислоцироваться в Египет, но и здесь нас не ждут, против воли США действовать в "любимом" регионе Дональда Трампа никто не будет. В данное время быстро решить вопрос с передислокацией российских военных баз из Сирии в другую страну в регионе, если их сохранение окажется невозможным, вряд ли удастся, пишет телеграм-канал "Россия не Европа":
"Турецкие СМИ находятся в экстазе, издеваясь над Россией и подчеркивая, что наша страна обратилась к Турции с просьбой оказать содействие в безопасной эвакуации своих военных подразделений, дислоцированных в Сирии".
Россия в этой ситуации выглядит не лучшим образом, мы поддерживали Асада девять лет, а с падением его режима потеряли опорную точку на Ближнем Востоке. Остается вопрос — что будет с нашими военными базами и контингентом? Возможно ли оставить военное присутствие, как многие пытаются это представить — по аналогии с тем, что произошло в 1989 году в Афганистане?
Судя по обрывочной информации, уже началась эвакуация личного состава, но технику вряд ли удастся вывезти, говорит военный эксперт Виктор Алкснис в беседе с Накануне.RU. Неужели тяжелую технику придется уничтожать или бросать? По мнению эксперта, чтобы иметь эти базы в полной комплектации и возможность их использовать, у России должен быть сильный Военно-морской флот, а его нет. Да, мы держим на Средиземном море свою базу, но реально, учитывая ослабление оборонного потенциала России, это чисто демонстрация, своего рода "флаг", полагает Виктор Алкснис.
"Ситуация очень сложная, к сожалению, изменить ее в лучшую для России сторону не удастся. Внушает беспокойство судьба нашего личного состава, который, по некоторым сведениям, окружен в нескольких местах базирования. И пока вопрос с их эвакуацией оттуда, судя по сообщениям, не решен. Придется смириться с этим и принять это военное поражение", — говорит Алкснис.
По мнению эксперта, смена власти в Сирии и приход антироссийских настроений приведет к тому, что вряд ли нам позволят сохранить военные базы. К власти рвались антироссийские силы, которые Россия в течение последних почти 10 лет уничтожала. Надеяться, что группировки это забудут и начнут сотрудничать с Россией — сомнительно. Скорее всего, нас заставят уйти.
Эксперт напоминает, что вывод наших войск из Афганистана в 1989 году проходил планово. Мы оставляли часть снаряжения для афганской армии и просоветский режим еще три года существовал в Афганистане. И только "благодаря" Ельцину, который в 1992 году ввел эмбарго на поставку снарядов и боеприпасов, техники и топлива, он прекратил существование и там к власти пришли афганские моджахеды. С выводом американской армии из Афганистана это тоже нельзя сравнивать, у них была авиационная поддержка, огромная авиационная мощь. И они могли вывести свои войска, хотя и наблюдалась некоторая паника.
Военный эксперт Владимир Евсеев придерживается другого мнения. Во-первых, существует некоторая договоренность, по которой Россия предоставила Башару Асаду гарантии личной безопасности, позволив случиться отставке, а взамен пришедшая власть в Сирии обязалась обеспечивать безопасность российского посольства в Дамаске и безопасность российских военных баз.
"Пока такая договоренность есть, насколько будет эта договоренность действовать потом, неясно", — оговаривается эксперт.
Во-вторых, есть факторы, которые помогают, и факторы, которые препятствуют тому, чтобы наши базы остались под российским контролем. Помогает то, что боевикам досталось большое количество советского, российского оружия и техники. Эту технику надо поддерживать, оружие осваивать. То есть надо, чтобы Москва помогла с оснащением новых вооруженных сил, говорит Евсеев в беседе с Накануне.RU:
"Силы, которые пришли к власти, для России известны. Ссориться с Россией они не очень захотят. Потому что если пойдут конфликты, то Россия может создать им проблемы. Мы, например, "Калибрами" с Каспийского моря вполне прострелим территорию Сирии. При необходимости, мы удары можем наносить по боевикам. У нас есть потенциал флота, который тоже может быть задействован".
Стоит помнить, что сами по себе силы, которые пришли к власти в Сирии, достаточно разнородны. Совершенно не факт, что после захвата власти между ними не начнется не то, что гражданская война, но во всяком случае вооруженное соперничество. И тогда могут появиться некие силы, которые окажутся заинтересованы в российском присутствии. Есть факторы, которые делают возможным сохранение на некоторое количество времени российского военного присутствия, например, между новой властью и сирийскими курдами может произойти конфронтация.
"Эта конфронтация основана еще на том, что Турция, которая стоит за основной массой радикалов, настроена против сирийских курдов. В данной ситуации Россия может найти свою нишу. Сейчас эту нишу ищут. Если Россия сможет найти нишу, то она может и остаться. Здесь однозначности такой нет. Мы пока плохо прогнозируем самый простой вопрос — будет гражданская война в Сирии или нет", — подводит итог Евсеев.