Блогеров заставили делиться доходами с государством
Депутаты Госдумы 10 декабря приняли поправку об обязательном отчислении в бюджет дохода от показа рекламы в интернете. Теперь все, кто захочет распространить рекламу в интернете, будь то блогеры, операторы рекламных систем, должны будут отчислять в федеральный бюджет 3% от их ежеквартальных рекламных доходов. Инициативу планируют ввести с 1 апреля 2025 года. Платеж не будет взиматься, если реклама распространяется на сайтах телеканалов, радио, информагентств, а также на сайтах ряда СМИ.
Зампред комитета Госдумы по экономической политике, один из разработчиков инициативы Станислав Наумов утверждает, что сбор нужен для создания справедливых условий конкуренции между интернет-каналами и другими каналами коммуникации.
По словам депутата Госдумы Антона Горелкина, средства со сбора оборотного платежа будут направлены на реализацию нацпроекта "Экономика данных", а конкретно на модернизацию инфраструктуры Рунета и поддержание бесперебойной работы его важнейших узлов и сервисов. Отчисления также пойдут на поддержку правообладателей программ для электронных вычислительных машин или баз данных. За уплатой обязательных отчислений будет следить Роскомнадзор.
1 ноября вступил в силу закон о регистрации в Роскомнадзоре аккаунтов с аудиторией более 10 тысяч человек. Последовавшее за этим введение сбора 3% от доходов распространителей рекламы заставляет задуматься: а не для того ли блогеров заставили "выйти из тени", чтобы было проще взимать с них часть прибыли от размещения рекламы?
Но серая зона при этом остаётся, ведь принятая на днях поправка обходит стороной незаконную рекламу казино и букмекерских услуг, ведь эти виды бизнеса попросту труднодосягаемы для государства. То же самое относится и к закону о деанонимизации блогеров — ясно, что авторы противозаконного контента не будут передавать свои личные данные в Роскомнадзор. Получается, что именно те лидеры общественного мнения, которые и так исправно платят налоги и соблюдают законодательство, за короткий промежуток времени получили два не очень приятных "подарка" от правительства.
Сооснователь Совета блогеров Виктория Рашина отмечает, что блогосферу уже достаточно урегулировали с точки зрения распространения рекламы, уплаты налогов, хотя в законодательстве до сих пор не прописано, кто же такой "блогер". Блогеров нет, но обязанность маркировать рекламу есть, даже на заблокированных в РФ ресурсах. Кроме того, авторы контента и так платят за рекламные кампании налоги, зарегистрировавшись в качестве самозанятых или ИП. После показательной порки с возбуждёнными уголовными делами в отношении ряда медиа-персон легализовалось еще больше блогеров.
"И сейчас, когда блогеры дисциплинированно стали маркировать рекламу, добросовестно платить налоги, входят в реестр РКН, законодатель решил без обсуждения с этим сообществом (хотя в Госдуме активно функционирует рабочая группа по блогосфере) ввести еще один дополнительный налог", — объясняет Рашина.
Она обращает внимание на кардинальные изменения, которые претерпела инициатива к третьему чтению — изначально законопроект был направлен на сокращение импульсивно взятых кредитов без обдумывания последствий такого решения. Предлагалось указывать в рекламе услуг кредитования предупреждающую фразу: "Оценивайте свои финансовые возможности и риски" с обязательным призывом к потребителям ознакомиться с условиями предоставления услуги займа. Но потом законопроект изменился до неузнаваемости.
"Вместо хорошей инициативы мы получили новый налог, причем с отраслью никто не разговаривал. Отрасль и отечественные площадки пытаются развиваться, привлекая блогеров в российские соцсети из зарубежных (в том числе заблокированных). Вместо честного и открытого диалога, возможности установления "переходного" периода, блогеров поставили перед фактом", — подчеркивает эксперт.
Введение дополнительного сбора за распространение рекламы ударит прежде всего по блогерам со сравнительно небольшой аудиторией, отмечает Рошина, а также по предпринимателям, использующим соцсети для рекламы своих товаров и услуг. В результаты инфлюенсеры могут начать искать пути обхода на зарубежных площадках.
Эксперт Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ), блогер Илья Гогуа видит в сборе с распространителей рекламы части их дохода светлую сторону — такая мера, по его мнению, позволит привлечь больше денег в экономику.
"Если мы запускаем деньги в экономику, а деньги — это кровь экономики, то экономика начинает работать", — рассуждает собеседник Накануне.RU.
Понятно, что человеку, который продаёт рекламу, всегда жалко отдавать кому-либо заработанную честным трудом прибыль, но пожертвовать тремя процентами от своего дохода можно, считает эксперт, если эти деньги пойдут "на благо страны".
Что касается связи между созданием реестра блогеров и установлением дополнительного налога на доход с рекламы, то две инициативы действительно пересекаются между собой, дополняя друг друга, хотя сами по себе они совершенно разные, отмечает эксперт.
Он напоминает, что в соответствии с законом о деанонимизации, размещать рекламу могут только те блогеры, которые вошли в реестр Роскомнадзора, предоставив свои данные. С одной стороны, это лишний раз подтверждает ограниченное действие введенного сбора — распространители незаконной рекламы не ощутят на себе "налогового бремени", так как входить в какие-либо реестры они конечно же не будут. Но с другой стороны, "нелегальные рекламодатели", такие как казино и букмекеры, потеряли значительную часть блогеров, у которых ранее можно было заказать размещение своей незаконной рекламы.
"Если бизнес нелегален, то вы не можете его рекламировать, потому что вы как бы в сговоре, получается. Вы, получается, рекламируете запрещённые товары и услуги", — объясняет эту логику эксперт.
"Все эти вопросы не просто так принимаются, не с бухты-барахты. Те, кто предложили эти инициативы, далеко не глупые люди, и они подходят к этим вопросам взвешенно. То есть, если так, значит есть острая необходимость", — уверен Илья Гогуа.