В стране катастрофически не хватает учителей, зато пицца приезжает за 15 минут
Дефицит учителей в России оценивается в 500 тыс. человек, сообщил глава сервиса по подбору сотрудников Superjob Алексей Захаров.
"У нас дефицит в 500 тыс. учителей. Зато пицца приезжает за 15 минут", — утверждает он.
По словам Захарова, в России опережающими темпами развивается именно сфера услуг, "перетягивая в себя все больше и больше людей из реального сектора". Глава Superjob объяснил это отдельным налоговым регулированием, которое позволяет сотрудникам, занятым в сфере услуг, получать больше, чем в реальном секторе экономики.
"Не может в нормально сбалансированной экономике курьер получать больше, чем начинающий токарь… А у нас может. Не может курьер получать в три–пять раз больше, чем учитель начальных классов… А у нас может", — заявил Захаров в интервью "Коммерсанту".
По его мнению, для решения проблемы "разбалансированности" рынка труда необходимы перераспределение людей по секторам экономики, изменения в налоговом законодательстве и "закрытие темы самозанятости". Захаров обратил внимание на увеличение числа самозанятых за последний год на 2 млн человек — до 12 млн.
Это, по его словам, связано с налоговыми выгодами, которые получают компании в сфере услуг при найме самозанятых и которые составляют примерно 3 трлн руб. ежегодно, что, в свою очередь, позволяет компаниям из сферы из услуг конкурировать по зарплатным предложениям с реальным сектором экономики.
"А зачем молодому человеку становиться инженером, если курьер зарабатывает больше? И кто будет учить будущих инженеров, если в школах у нас не хватает минимум 500 тыс. учителей, и получают учителя меньше курьеров?" — отметил Захаров.
— Когда мы говорим о зарплатах учителей или врачей в сравнении с зарплатами курьеров, наверное же, мы тем самым проявляем беспокойство не конкретно о зарплатах, сколько о будущем своих детей, значит, и страны в целом?
Ведь вы понимаете, существует две системы на сегодняшний день. Рыночная система, которая заставляет перетекать деньги и персонал в высокодоходные отрасли. Ведь мы с большим удовольствием пользуемся доставкой, платим за это. И фирмы, которые занимаются доставкой — это для них способ не просто выживания, но и получения прибыли. A вторая система — у нас существует жёстко регламентированная государственная структура оплаты труда бюджетникам, которая не развивается, не встроена в рыночный механизм и страдает от этого.
В стране есть огромное количество потребностей общества, которые не являются рыночными. А если их сделать рыночными, так здесь вообще начнётся бог знает что, все из учителей пойдут в мешочники, мы уже это переживали. Но одновременно в стране иметь две системы оплаты труда, работающих по разным законам, но перетекающим друг в друга, невозможно. И мы пожинаем плоды этого.
— Если это все продолжится, если врачей, учителей будет острая нехватка, зарплаты у них будут невысокие, но одновременно будут существовать курьеры с высокими зарплатами — то что дальше?
Ведь дело в том, что люди разные, и каждый выбирает свой тип работы. Плюс социальный престиж. Зайти, скажем, в истеблишмент и гордо представиться: я вообще-то кручу педали, я экспедитор, доставщик — ну, это для истеблишмента будет смешно. А зайти на любой уровень общества и представиться: я учитель в школе — это вполне достойно, прилично, уважаемо и так далее.
У нас на сегодняшний день разве учитель — уважаемое лицо? Ученики ему смеются в глаза, издеваются, а окружающие считают, что он как будто неудачник, бедолага. Доставщики же живут в своей национальной культуре, которым все по барабану в этом плане, они вообще не соприкасаются с социальной оценкой в нашем обществе.
— Складывается впечатление, что как будто бы у доставщиков зарплаты очень высокие, но ведь это самые крупные города, только в маленьких городах это не так.
Здесь несколько факторов, кстати, объясняющих. Во-первых, то, что в мегаполисах более высокая зарплата вообще, и покупательная способность населения, и нежелание населения работать в непрестижной сфере занятости — профессией это не могу назвать. A второе — это то, что структура потребностей населения в больших городах и в малых совершенно разная.
Кстати, сейчас среди тех же сварщиков и других профессий очень распространяется аутсорсинг, когда просто создаются фирмы условные, которые несут всю ответственность за безопасность, а заводы нанимают их.
— И как найти баланс, устранить этот перекос? Вы упоминали, что, например, учителям можно было бы какие-то не денежные преференции сделать. Должно ли государство взять все-таки на себя этот груз?
Что касается роли государства, то, конечно, она главная: без государства ничего не разрешится. В чем задача государства — создать некую непротиворечивую систему сдержек и противовесов на рынке труда. То есть, другими словами, государство обязано регулировать рынок труда. У нас огромное количество диспропорций как на региональных рынках труда, так и на федеральном. Устранение этих диспропорций и есть функция государства, чем, к сожалению, оно не занимается по очень, очень многим причинам.
Стоимость затраченного на работу часа является, ну, может быть не абсолютно универсальным мерилом труда и соответствующей заработной платы, но лучше пока не придумали. Естественно, что за высококвалифицированный труд к этой минимальной оплате добавляются ещё соответствующие коэффициенты. Понятно, что учёный получает больше, учитель больше, врач больше и так далее. Максимальная-то планка не ограничена, а минимальная ограничена. И это самые простейшие виды работ.
То есть, другими словами, введение почасовой оплаты труда, что могло бы решить в частности и вопрос неравномерности зарплат в тех или иных секторах экономики, она ещё и упирается в то, что бюджетникам надо платить больше. Ведь бюджетники, в общем-то, несчастные люди, то, что они получают, опять-таки за исключением крупных городов типа Москвы, это дополнительные траты бюджета. Государство не хотело бы тратить много денег из бюджета. Вот вам и ответ, почему нет почасовой оплаты труда. Я это вам говорю, не теоретизируя, а на практике 25 лет, в том числе и будучи министром труда, который пытался эту идею внедрить.