Азия обгоняет Запад по уровню IQ. А что Россия?
IQ россиян вырос, но образование рушитсяВ начале января появился обновленный рейтинг стран мира по среднему коэффициенту интеллекта (IQ), составленный по итогам теста, который люди прошли в 2024 году. Кто его составляет, не вполне понятно, это некий "Международный реестр IQ". Несмотря на условность рейтинга, он в какой-то степени свидетельствует о том, что Запад утратил свое интеллектуальное лидерство в мире.
Кстати, и России не стоит обольщаться — высокое место явно не соответствуют сильно просевшему уровню образования и обусловлено, скорее, природной сообразительностью русских людей. Подробнее — в материале Накануне.RU.
Азиатские IQ-тигры
Первая пятерка стран по уровню IQ почти сплошь из Азии:
- Китай (107,43 балла),
- Иран (106,63),
- Южная Корея (106,57),
- Япония (106,54),
- Сингапур (105,25).
Почти все эти страны стали мировыми индустриальными центрами в последние десятилетия и делают серьезные вложения в науку. Примечательно, что четыре из стран как бы лидеров имеют один из самых низких уровней рождаемости мире — около 1 ребенка на женщину или даже меньше. Совпадение? Возможно. Но это полностью соответствует идеологии так называемого "устойчивого развития". Согласно ей, повышение уровня образования (прежде всего женщин) почти напрямую связано со снижением рождаемости. То есть, женщины со свойственной им страстностью, если уж получают массово образование, то устремляются строить карьеру. К этому, помимо самой идеологии, их подталкивают и социально-экономические обстоятельства. Найти в 20 лет хорошего мужа, который сможет и захочет содержать не только себя, но и семью с детьми, — задача в современных реалиях явно не из легких. Тем более при прогрессирующей в так называемом развитом мире инфантильности мужского пола. Но это отдельная тема.
На 6 месте рейтинга — Россия. И это как бы повод для гордости.
Но! Положа руку на сердце, зададимся вопросом - точно ли россияне умнеют? Ой вряд ли. Это, конечно, ни разу не статистически обоснованное мнение, а то, что обозначают как ощущение. Но в России ощущение весьма стойкое и , увы, из года в год все более подтверждаемое данными даже пресловутого ЕГЭ, опросами о чтении граждан, потреблении интернет-мусора и просто общественным мнением.
Так что к качеству рейтинга, конечно, есть вопросы. Кстати, если анализировать этот спорный замер, то в России якобы зафиксирован один из самых больших скачков IQ в мире — почти 3 балла (всего 103).
Мы так сильно поумнели? Ой не смешите сограждан. Вот недавно выяснилось, что, оказывается, уже половина россиян не знают, куда впадает Волга. И чем младше опрашиваемые, тем эта доля больше.
Что касается стран развитого коллективного Запада, то в рейтинге США заняли 27-е место (100 баллов), Германия, Франция, Британия — примерно там же. Правда, о падении уровня умственного развития европейских школьников известно и без рейтинга IQ.
В конце 2024 года Еврокомиссия обнародовала доклад, из которого следует, что почти треть 15-летних европейцев не могут достичь даже минимального уровня знаний в математике, а каждый четвертый учащийся испытывает серьезные затруднения в чтении и естественных науках. Проще говоря, не менее четверти молодого поколения в Европе попросту тупые, как много лет назад утверждал Михаил Задорнов.
Некоторые социологи списывают сей феномен на массовое закрытие школ в 2020-2021 гг. под предлогом ковида, но с ними трудно согласиться, памятуя о различных аналогичных исследованиях в десятые годы 21 века.
Еврокомиссия признает, что ЕС еще больше отдаляется от цели, чтобы к 2030 году не более 15% 15-летних учащихся были по своему уровню ниже плинтуса (а именно так можно охарактеризовать отсутствие базовых навыков в чтении, письме и счете). Сейчас уровень базовых знаний по математике у детей в Европе снизился на 7% по сравнению с 2018 годом, причем, падение наблюдается по всем направлениям.
В России же, согласно собственным исследованиям, показатели только растут. Возможно, этот так называемый рост обеспечивается как раз европейско-американским падением? Ибо министр просвещения г-н Кравцов может сколько угодно отчитываться об успехах, как у Минпроса средние баллы по ЕГЭ растут и доля неуспевающих снижается, но реальность совсем иная!
Повальная гаджетизация
Ни для кого не секрет, что гаджетизация жизни, которая для многих подростков стала неким "наркотиком" для головы, приводит к отупению. И не только в России. Исследование канадских ученых, опубликованное в журнале Frontiers in Psychology, выявило заметное оглупение студентов за последние 70 лет. Если раньше IQ студентов был заметно выше IQ населения в целом, то сейчас это уже не так. В вузы берут почти всех подряд, а окончание университета сегодня встречается чаще, чем окончание средней школы в 1940-х годах. То есть, фактически университеты по своей доступности опустились до уровня школы. Но только ли по доступности? Опыт подсказывает, что и по своему уровню тоже, по крайней мере во многих вузах это так. Об этом открыто говорят и пишут те же преподаватели.
Что же произошло за 70 лет? Ответ неутешителен: повсеместное разрушение системы образования вкупе с подсадкой на гаджеты приводит к еще большему падению человеческого среднего разума. Накануне.RU писало о таких исследованиях. И почти все родители соглашаются с тем, что гаджеты мешают умственному развитию детей.
Специалист в области ИИ, президент компании "Крибрум", член СПЧ Игорь Ашманов говорит, что гаджеты стали выносным мозгом для многих людей. Получается, что мозг, данный человеку при рождении, уже не работает или работает так плохо, что индивидуум с трудом им умеет пользоваться. Разрушительные последствия гаджетизации жизни детей мы, безусловно, еще ощутим в будущем, но уже сейчас ясно, что они будут крайне неприятными, уверен эксперт.
Что происходит в России
В России на эту общегаджетовую разрушительность накладываются и разрушительные тенденции в образовании.
Так, система ЕГЭ приучила к тому, что предметы можно вообще не учить, кроме тех двух-трех, по которым нужно сдать ЕГЭ, да и по ним все типы заданий заранее известны (спасибо Минпросу с его демонстрационными версиями). В результате уровень знаний российских школьников никого не интересует. И умственная планка юных россиян непрерывно снижается, как признают почти все эксперты.
Властные структуры, главы корпораций с началом СВО уже громко и дружно признают, что предприятия не могут найти не то что грамотных, а хотя бы каких-то инженеров. Но все равно - ЕГЭ как та священная корова - трогать нельзя! И который год минпрос просто подкручивает шкалу, чтоб результаты не обнаружили прискорбное падение, а как-то даже хитромудро показала рост.
Доходит до легенд, рассчитанных, видимо, на средне-идиотический уровень. Перед началом текущего учебного года ректор ВШЭ Никита Анисимов заявил, что ЕГЭ отменять нельзя, иначе, мол, многие регионы лишатся студентов.
"Если у нас уйдет ЕГЭ, то ни на Дальний Восток, ни в регионы Донбасса не поедет никто, кроме студентов из этих регионов. То есть, мы отсечем доступность этих регионов, потому что нужно будет проводить экзамены, собственные университетские экзамены, на территории этих регионов. В Луганске, во Владивостоке, в Якутске. Вы представляете себе людей, которые поедут сдавать экзамены в Якутск, чтобы учиться дальше в Якутске? А по единому государственному экзамену можно поступить", — рассказал Анисимов.
То есть, по версии Анисимова, в Якутск или Луганск мечтают поступить со всей России. И едут благодаря ЕГЭ со всей России!
Проблема и в том, что система образования насквозь пропитана ложью, считает учитель математики из Санкт-Петербурга Диана Назирова. Например, это массовое списывание взамен самостоятельного выполнения заданий. И это соответствует сложившейся системе, которая нацелена на формальные показатели. А что за ними стоит — неважно.
"Правила игры поменялись. Теперь если школьник списал — он предоставил документ, подтверждающий наличие знаний. Если учитель возмущен таким порядком вещей — он не прав, он всего лишь должен предоставить руководству и родителям документ, подтверждающий, что ему предоставили документ, подтверждающий знания. А еще выше чиновники предоставляют куда надо документы, подтверждающие… ну вы поняли", — пишет учительница.
Кстати, современные выпускники школ отлично обучены имитировать выполнение работы и документально подтверждать результаты отсутствующего труда. У всех есть коллеги, которые не делают ничего, но слывут у начальства отличными сотрудниками, потому что умеют идеально демонстрировать/имитировать кипучую деятельность. Не так ли?
"У нас в стране, пожалуй, остался лишь краткий перечень профессий, представители которых занимаются не оформлением подтверждающих документов, а реальной работой. Кстати, работники сферы обслуживания и курьеры — это одни из реально работающих профессий, и их высокие зарплаты обоснованы тем, что эти ребята не имеют возможности имитировать. Попробуй предоставь отчет о доставке пятидесяти заказов, или стрижке десяти клиентов, не выполнив эти заказы", — резонно отмечает Диана Назирова.
Справедливости ради, отметим - российские власти падение уровня образования признают. Планируется даже повышать уровень математического и естественно-научного образования. Но как? Созданием нескольких передовых школ, то есть для немногих "избранных". Потому что на всех не хватит ни денег, ни учителей. И вот уже министр цифровых технологий признает -для этого образование и переводится на цифровые рельсы.
Председатель общественного движения "Родители Москвы" Илона Менькова считает, что главным образовательным итогом 2024 года в стране можно считать фактическую ликвидацию системы школьного образования. Учебные заведения превращаются в электронные школы. Детей просто постепенно перестают учить, перекладывая ответственность на родителей и репетиторов. А хороших педагогов выдавливают из школ нищенской зарплатой и условиями труда. В полном соответствии с форсайт-проектом "Образование-2030".
На днях профессор Евгений Белый, которого в 2022 году вынудили уволиться из УлГУ за публичное освещение проблем образования, провел опрос о причинах падения уровня школьного образования. Среди главных причин указаны: общее изменение отношения к образованию (59%), невысокий уровень учителей (50%), изменение программ и учебников (48%), а также изменение роли учителя в обществе, школьная бюрократия, отсутствие воспитания, нацеленность исключительно на сдачу ОГЭ/ЕГЭ, перегруженность школы различными "активностями", переполненность классов, бесконечные эксперименты в образовании, обилие "мусорной" информации, которая транслируется школьникам.
Список можно продолжать. Увы, издевательство над остатками лучшей в мире советской школой продолжается!
Так что в будущем IQ россиян пока имеет мрачные перспективы. Разве что пока еще живая природная смекалка русского человека внесет свои коррективы...