Хочешь больше — плати. Школьникам начали вводить "цифровых помощников"
Идея платного образования внедряется как ни в чём не бывалоНа страницах рабочих тетрадей для пятиклассников появился "цифровой помощник" — тигрёнок Тёмка. Он представлен в виде QR-кода рядом с наиболее сложными заданиями. Ученики могут перейти по ссылке и получить доступ к дополнительным заданиям. Накануне.RU ознакомилось с данным сервисом, который во многом показывает состояние нынешней системы образования.
Использование смартфонов в учебных целях законодательно запрещено (СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", п. 3.5.3), но на это, видимо, просто не обращают внимания как на несущественную "мелочь". Между тем, использование гаджетов с маленьким экраном приводит к повышению нагрузки на органы зрения и может спровоцировать нарушение осанки. Это признаёт и Роспотребнадзор. Также длительное использование смартфонов приводит к нарушению сна и повышению общей утомляемости, ухудшению самочувствия, что тем более актуально для современных детей, среди которых очень мало полностью здоровых. В рекомендациях Минздрава РФ, опубликованных перед началом учебного года, говорится, что смартфон является открытым и неконтролируемым источником сверхвысокочастотного электромагнитного поля. При разговорах наиболее сильному воздействию подвергается головной мозг и органы зрения, слуха и равновесия.
На сайте Lecta.ru сказано, что "цифровой помощник" Тёмка "помогает детям научиться выполнять домашние задания самостоятельно — легко и в увлекательном формате". "Помогу школьникам справиться с уроками без помощи родителей", — говорит он.
По сюжету игры, амурский тигр Тёмка ищет своих друзей — зверей из Красной книги. Для этого ему нужно помогать: выполнять задания, проходить квесты, искать загадочные сундуки и артефакты. Какое отношение это имеет к учёбе?
"Делать уроки — это просто! Тигр Тёмка бесплатно поможет с самыми сложными заданиями; в любое время и с любого устройства; разборы заданий, интерактивные упражнения и дополнительные материалы помогут освоить сложные темы; персональные рекомендации от личного цифрового помощника всегда под рукой", — написано на сайте.
Далее приведены восторженные отзывы детей, что они хотят, чтобы им объяснял темы виртуальный тигр. Сам он "разрешает" не использовать рабочую тетрадь. То есть предлагает родителям и экономию средств, нужно лишь посадить своих детей на "цифровое обучение". А ещё это "экономия" учителей, которых можно просто заменить "цифровым помощником".
"Цифровой помощник знает все темы по русскому, английскому и математике, которые проходят в 5-м классе. Если ребёнку тяжело справиться с домашкой по этим предметам, он может обратиться за помощью к амурскому тигру Тёмке (а не к родителям)", — говорится в рекламе.
При этом на вопрос, можно ли пользоваться этим бесплатно, уклончиво говорится, что "часть разборов, теории, заданий по каждой теме и игра с Тёмкой доступны бесплатно", но нужно зарегистрироваться. Из чего следует, что для дальнейшего продвижения нужно платить. Даже для младших классов есть некий "Начинайзер". Для доступа к одному предмету нужно заплатить 1011,75 рублей в год. Бесплатно можно только попробовать.
Данный цифровой сервис предлагает группа компаний "Просвещение". Сообщается, что эти цифровые рабочие тетради могут быть закуплены школами. Для этого нужно централизованно отправить им заявку.
Всего предлагается множество сервисов. В том числе можно готовиться к ЕГЭ по "умному тренажёру для трудных заданий ЕГЭ", чтобы набрать максимальный балл. Для этого предлагаются задания, которые эксперты считают сложными. Но опять-таки — бесплатно можно лишь попробовать. Есть демодоступ на три дня для ознакомления с сервисом. А подписка на год обойдется в 1116,75 рублей по каждому выбранному предмету. При массовом переводе на такие сервисы школьников их владельцы будут зарабатывать миллиарды! Только образование, вероятно, будет деградировать дальше.
В прошлом году в общественную организацию "Родительское всероссийское сопротивление" прислала эмоциональное письмо мама одного из первоклассников, которое зачитала председатель движения Мария Мамиконьян.
"Мой младший сын пошел в первый класс. Мой муж на СВО, и мы не можем возить его далеко. Мы отдали его в простую школу возле дома, и она мне многое открыла. Такие открытия я делаю каждый день. Я недоумеваю по поводу этой программы и каких-то безумных вещей, которые здесь творятся. У нас неплохая школа и замечательный учитель, но программа — это просто развращение ребенка. Он проучился буквально две недели и ему велели зайти на "Учи.ру" и выполнить задание. И вот у нас каждый день то олимпиады, то какие-то задания. То есть ребенка приучают к компьютеру, причем это делают в игровой форме. Ребенка встречает динозавр Гоша, который увлекает его в игры, а потом выполняет примитивные формулы. И на этой платформе какая-то часть бесплатных заданий, а все остальные — платные. И это частное приложение принадлежит частному лицу, которое делает на детях деньги. Ребенка приучают не думать, и мне это не нравится. Я хочу, чтобы мой ребенок думал, искал выход, анализировал, чтобы он слышал живое слово учителя, которое пытаются заменить электронным суррогатом. И хуже всего то, что эта система формирует рейтинг детей. Ребенок этого еще не понимает, но я-то, как мама, прекрасно все понимаю. Ребенку сразу дается картинка о том, кто из них имеет больше баллов и решил больше карточек. Причем рейтинг не среди тех, кто пользуется бесплатным приложением, а среди всех. То есть создается следующая ситуация: чтобы быть лучше всех, нужно купить больше всех приложений, иметь доступ к этой программе. Это же вообще система кастового деления общества! И ребенка приучают жить в этом", — пишет мама.
Введение "цифровых помощников", а по сути — суррогатов настоящего образования, — это проявление многолетней образовательной политики властей, направленной на узкопрофильную подготовку небольшой доли способных детей. Так считает руководитель общественного движения "За возрождение образования", профессор математики Александр Иванов, который отмечает, что "приличное образование в РФ уже давно сосредоточено в школах "для одарённых" (в число которых автоматически входят отпрыски состоятельных семей)", а обычным школам положено лишь выпускать "квалифицированного потребителя". По этому поводу он написал пост, который поддержал народный учитель России, профессор кафедры математического анализа РГПУ, член рабочей группы по образованию Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Рукшин.
Недавно президент России Владимир Путин поручил Правительству расширить применение технологий искусственного интеллекта (ИИ) для дополнительного обучения и консультирования школьников по школьным предметам. В декабре вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко заявил, что в ближайшие годы в России хотят отказаться от репетиторов, заменив их бесплатными специалистами. Связано ли это с тем, чтобы приставить ИИ-помощника к каждому школьнику, неизвестно. Но платные "цифровые помощники" уже вовсю предлагаются.
Кроме того, многие эксперты предупреждают, что цифровое обучение никогда не даст полноценного усвоения материала, поскольку ученик при получении знаний привязывается к цифровым сервисам, без которых становится почти беспомощным. Также это изменяет его сознание, делая более поверхностным и ориентированным на выполнение формальных действий без глубокого понимания.