Американские санкции заставят Россию продавать нефть еще дешевле
Американские власти ввели масштабные санкции против российского топливно-энергетического комплекса. Они коснулись, в частности, "Газпромнефти" и "Сургутнефегаза", десятков нефтесервисных предприятий и трейдеров, торгующих нефтью с РФ. Также под санкции Вашингтона попали 183 танкера.
Эффект от этих мер не заставил себя долго ждать. В разных портах по всему миру застряли 65 танкеров с российскую нефтью, написал 13 января Reuters со ссылкой на данные отслеживания судов. Суда встали в портах Китая, Сингапура, а также в Балтийском море и на Дальнем Востоке. О том, как санкции США повлияют на российский нефтяной сектор — читайте в материале Накануне.RU.
Стало известно о том, что Китай отказался принять три танкера с российской нефтью, попавшие ранее под санкции США. На борту находилось более 2 млн баррелей "черного золота". Затем об отказе принимать подсанкционные танкеры сообщили представители Индии. Банки этой страны начнут требовать у экипажей российских судов сертификаты происхождения, доказывающие, что нефть не поступает от попавших под ограничения поставщиков, сообщает Bloomberg.
Тем временем государственные и частные нефтяные компании в Китае стали активно закупать сырую нефть с Ближнего Востока и из других стран. Так они готовятся к возможным перебоям в поставках топлива из-за ужесточения санкций Вашингтона против России и Ирана. Китайские покупатели нефти опасаются, что небольшие частные нефтеперерабатывающие предприятия, которые уже находятся под давлением, могут вынужденно сократить производство топлива, если у них больше не будет доступа к российской и иранской нефти.
Полностью остановить экспорт российской нефти или серьезно его обвалить американские санкции не могут, успокаивает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. Полный уход российской нефти с рынка создаст риски для снабжения потребителей не только в Азии, где нашу нефть в основном покупают, но также в Европе.
"Это будет сдерживающий фактор для того, чтобы американцы давили на конечных покупателей российской нефти, а без этого давления одни только санкции в отношении танкеров, и даже в отношении добывающих и экспортирующих компаний достаточного эффекта не произведут. Я думаю, стоит ожидать увеличения цепочки посредников, и это будет приводить к увеличению дисконта на российскую нефть", — говорит Митрахович.
Стоит отметить, что Россия и без того продает нефть с достаточно большой скидкой, но, по всей видимости, иностранные партнеры в ближайшее время смогут сэкономить еще больше на покупке российских энергоресурсов. Тем не менее, снижения физического объема поставок на какое-либо длительное время, как уверяет эксперт, ожидать вряд ли стоит.
Еще одной хорошей новостью для российского ТЭКа является то, что отказ принимать в портах подсанкционные танкеры все-таки не заложен на государственном уровне.
"Как такового отказа Индии и Китая нет — есть позиция отдельных покупателей или администраторов портов, которые решают, как им адаптироваться к текущим моментам. Возможно, это часть "выбивания" дополнительной скидки от России. Поэтому у нас нет такого феномена как "Индия и Китай закрывают порты" — они торгуются. Какие-то порты закрываются, какие-то открываются. И какие-то покупатели готовы работать. Вот есть контракт "Reliance Oil" – индийской компании с "Роснефтью" на 0,5 млн баррелей в сутки — каждый день поставки в течение 10 лет. Отказа от этого контракта пока не произошло, и я думаю, что и не произойдет", — объясняет эксперт.
Старший юрист практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Мария Удодова указывает на масштабный характер санкций против энергетического сектора – под ограничения попало большинство российских энергетических компаний, их топ-менеджеров, а также морские суда, участвующие в экспорте российской нефти. Поэтому отказ портов дружественных государств принимать российские танкеры является реакцией на запрет властей США оказывать нефтесервисные услуги российским лицам, потому что на практике сделки с такими лицами действительно влекут риск вторичных санкций.
"Несмотря на то, что запрет обязателен только для американских лиц, лица из других государств часто выбирают консервативную тактику и также следуют запретам, опасаясь риска санкций. Что мы и наблюдаем", — поясняет юрист.
Санкции против РФ накладываются уже далеко не в первый раз, между тем, российские компании до настоящего времени находили способы по благополучному уходу от ограничений, и это не приводило к росту дефицита поставок, вспоминает аналитик ФГ "Финам" Николай Дудченко.
Новые ограничения коснулись далеко не всех танкеров, перевозящих российскую нефть, и их нельзя назвать катастрофическими, говорит он, хотя и преуменьшать значение этих ограничений тоже было бы неверно.
Риск того, что азиатские страны окончательно перестанут покупать российскую нефть, опасаясь риска вторичных санкций, эксперт считает крайне маловероятным.
"Российская нефть продается с достаточно большими скидками и является нефтью высокого качества. Возможно, что российским компаниям, как и в прошлом году, придется искать способы по уходу от санкций, вырастут скидки на российские сорта нефти, под предлогом санкций начнется "выкручивание рук" российским компаниям со стороны покупателей энергоносителей из РФ", — говорит Дудченко.
Несмотря на все сложности, российская нефть с очень высокой долей вероятности продолжит и дальше поступать в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, по-прежнему остается достаточно много вариантов обхода санкций.
"Например, широко применяются схемы Ship-to-Ship, то есть перегрузка нефти с одного танкера на другой в нейтральных водах. Подобного рода действия довольно опасны, но трудноотслеживаемы. Используются в том числе и так называемые коктейли — разбавление неподсанкционной нефти подсанкционной. В начале прошлого года британская The Guardian "вдруг" обнаружила, что Великобритания покупает нефть из стран, являющихся центрами переработки российской санкционной нефти — из Китая, Турции и Индии. До The Guardian о таких схемах сообщал Центр исследований энергетики и чистого воздуха (CREA) на базе данных от Kpler. Помимо ЕС, среди покупателей нефтепродуктов из санкционной нефти значились Япония, Канада, Австралия и даже США", — объясняет эксперт.
По словам Дудченко, санкции уже сказались на ценах на нефть — по данным на 14 января цена на нефть марки Brent выросла на 8%. Однако, если сравнивать этот рост с ситуацией в начале и середине 2022 года, то реакция рынка гораздо более сдержанная. Рынок хоть и опасается санкций, но отдает себе отчет, что эти ограничения не критичны.