29 Января 2025
search

Трамп обнулил указы Байдена

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Образование В России

Идут троечники: средний балл поступивших в российские вузы составил всего 70

Это очень низкие баллы с учетом лукавой шкалы перевода

Средний балл ЕГЭ поступивших в вузы России на бюджетные места в 2024 году составил, как и в предыдущие годы, всего 70 баллов. Об этом говорится в результатах исследования НИУ ВШЭ "Мониторинг качества приема в вузы". Это значит, что уровень студентов крайне посредственный, если не сказать — низкий.

ВШЭ ведет такой мониторинг с 2010 года. На его основе делаются выводы о том, как меняются предпочтения абитуриентов, позиция государства и ситуация в высшем образовании в целом. Отметим, что практически все СМИ, опубликовавшие эту новость, сообщили о том, что 70 баллов — это средний балл для поступления в вузы на бюджет. Однако в исследовании ясно говорится о том, что под средним баллом подразумевается именно средний балл фактически поступивших, а не минимальный пороговый балл. Об этом говорится в примечании в конце публикации.

К слову, год назад, анализируя итоги вступительной кампании 2023 года, замминистра науки и высшего образования РФ Дмитрий Афанасьев на заседании комитета Госдумы ссылался на этот мониторинг и верно оценил эти результаты именно как средний балл поступивших. В этом кажущемся небольшом различии терминов огромная разница. Речь не о пороговом уровне, а о среднем уровне абитуриентов. И он неприлично низок (об этом далее). А что касается минимального порогового балла для поступления, то он вообще позорный — около 40, даже для педагогических направлений. Из 100. Это о чем вообще?!

При расчете среднего балла принимались некоторые условности. Так, например, каждому зачисленному без вступительных испытаний приписывалось 100 баллов за каждый предмет ЕГЭ. На самом деле он мог набрать и больше за счет дополнительных баллов как победитель олимпиад и т.п. Еще пример: если известна сумма конкурсных баллов и сумма баллов за индивидуальные достижения, то сумма баллов за индивидуальные достижения вычиталась из суммы конкурсных баллов, а полученная разность делилась на число предметов ЕГЭ, необходимых для зачисления. Очевидно, что таких абитуриентов очень мало, и общую картину они изменить не могут. Итак, средний балл ЕГЭ всех поступивших составил 70.

Лидером по уровню абитуриентов стал Московский физико-технический институт (МФТИ) — 97 баллов. Далее идут Национальный исследовательский ядерный университет "МИФИ" (90) и Университет "Иннополис" (88). В десятке также: ВШЭ, Университет ИТМО (Санкт-Петербург), МГИМО, Центральный университет, МГУ, Всероссийская академия внешней торговли (все — от 83 до 87 баллов).

Отмечается интересное явление. В России были выбраны шесть вузов — участников пилотного проекта по переходу на новую национальную систему образования. Чем она будет отличаться от Болонской, кроме смены названий, так никто не объяснил, но вузам дали право более самостоятельно работать со своими программами. И три из шести университетов показали увеличение среднего балла по сравнению с 2022 годом: НИТУ МИСиС (+4,3), Санкт-Петербургский горный университет (+2,1) и НИУ МАИ (+0,9). Примечательно, что все они являются инженерными. А вот для остальных "пилотных" университетов характерно снижение уровня на 2-3 балла (Томский государственный университет, Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Московский педагогический государственный университет). Что это: закономерность или случайность? И 2-3 балла — это значимо или нет? Покажет время.

В то же время Казанский федеральный университет и СПбГУ показали сильное снижение среднего балла. Они поменяли стратегию набора, сильно расширив платный прием. И результат не замедлил себя ждать — падение на 6-7 баллов. Выбор СПбГУ в пользу денег уже ударил по вузу.

Средний же по баллам вуз — это УрФУ. Кстати, в нем в пять раз за три последних года выросло число поступивших на "Педагогическое образование" — с 50 до 254 человек. Однако в России в целом наблюдается снижение на 5%. Это привет министру просвещения Сергею Кравцовцу, который, не признавая острую нехватку в школах учителей, прикрывается общим конкурсом при поступлении в педвузы. Это если не говорить о том, что половина специальностей в педвузах непедагогические, плюс в школы приходит лишь небольшая часть их выпускников, а если и приходит, то надолго не задерживается.

В прошлом году также зафиксирован большой рост поступивших на платное обучение — на 10%, или на 15 тыс. А средний балл у них намного ниже, чем у бюджетников, — 64. С одной стороны, готовых платить за образование становится больше, но каков уровень этих выпускников?

Что такое даже 70 баллов из 100? Это далеко не 70% от высшего уровня, как может показаться стороннему наблюдателю. Существует специальная шкала перевода баллов, которая настроена так, что меньше половины знаний по всему предмету легко обеспечивают нужные баллы. Это сделано для того, чтобы скрыть реальный уровень выпускников школ. Об этом подробно писал руководитель общественного движения "За возрождение образования" профессор Александр Иванов, который отметил, что даже профильный ЕГЭ по математике уже почти опустили до примитивного уровня, за исключением нескольких задач для самых сильных выпускников. Но нужного результата добились — баллы выросли. А что еще надо чиновникам от образования?

Студенты в актовом зале Уральского федерального университета в Екатеринбурге(2024)|Фото: Накануне.RU

Какой вообще средний балл ЕГЭ? В 2024 году он составил от 55 до 65. То есть у поступивших он повыше. Но если исключить сильные вузы, а их совсем немного от общего числа, то разница будет едва заметная. Так, уже у МАИ, который на 25-м месте по среднему баллу, он составляет 77. Это весьма немного, учитывая перевод баллов. То есть в России всего один-два десятка действительно сильных вузов и еще немного, где для поступления надо все-таки несколько потрудиться. В сумме два-три десятка, не больше. На всю страну! Во все остальные можно поступить практически без подготовки и не сильно напрягаясь. Таков уровень студентов в них. И таков уровень будущих дипломированных специалистов.

Как писало Накануне.RU, работодатели оценивают средний уровень выпускников вузов всего на 2,5 балла из 5. То есть это очень слабые троечники. И это полностью соответствует среднему баллу поступивших. Потому что на осинке не растут апельсинки. Кто поступает, те и выходят. На входе — троечники, на выходе — они же.

55% поступивших имели меньше 70 баллов, в том числе 20% — менее 56. Это означает перекос вниз. Их 348 вузов в 209 средний балл был ниже 70. И количество таких вузов из года в год только растет. То есть общие цифры выглядят приличнее только за счет топовых вузов. Остальные по сути стали местом, где можно бесплатно провести еще 4 года, а то и 6 лет. Количество же вузов со средним баллом абитуриентов выше 70 неуклонно снижается. Только 30 вузов имели средний балл абитуриентов более 80 — это менее 10%. Это официальные данные. Вывод неутешительный: менее 10% вузов в России предъявляют действительно высокие требования к абитуриентам. И почти все они — в Москве и Санкт-Петербурге. Что это, если не приговор системе образования?

Как говорит член-корреспондент РАН, доктор физико-математических наук, лидер "Родной школы" Алексей Савватеев, в России высшего образования как системы уже нет — остались лишь несколько сильных вузов. И данные ВШЭ это подтверждают. Высшее образование везде, кроме двух столиц, фактически демонтировано. Система ЕГЭ, которая "дала возможность" любому школьнику из глубинки поступить в самый престижный московский вуз, а не только в своем регионе, успешно уничтожила эти самые региональные вузы как центры действительно высшего образования, превратив в лавочки по выдаче дипломов, которые решают локальные задачи занятости своих преподавателей. Такова цена той линии, которой давно придерживаются власти, — создать "точки роста", а остальное якобы к ним подтянется. На самом деле остальное погибает. Интересно, кто-то помнит сегодня программу "5-100" для российских вузов? А сколько пафоса было, когда она принималась!

То, что в регионах вузы берут всех подряд, чтобы закрыть план набора, ни для кого не секрет. Это топит сами вузы, которые деградируют, но такова рыночная логика в образовании: не доберете студентов — потеряете ставки. В итоге вузы решают сиюминутные задачи, собственноручно снижая свой уровень. А способных и ответственных студентов в российских вузах с каждым годом становится все меньше, подчеркивает завкафедрой реактивных двигателей и энергетических установок Казанского национального исследовательского технического университета Алексей Лопатин. В конце 2024 года он заявил, что университеты теряют интеллектуальный потенциал. Это касается и студентов, и преподавателей, которым не платят нормальную зарплату.

За последние пару лет из высшей школы ушло достаточно много перспективных сотрудников. За последние семь лет численность профессорско-преподавательского состава снизилась на 12%. Докторов наук стало меньше на 17%, кандидатов — на 13%. Преподавателей совместителей было 23% от общего количества, а сегодня — уже 32%. И это только те, по которым точно известно, что они совместители. Докторов и кандидатов вынуждают подрабатывать на стороне, что является позором, уверен он. Мы же уверены, что снижение уровня школьников, студентов и вузов в целом, а также зарплат учителей и преподавателей — все это взаимосвязано и называется так: деградация системы образования.

"К сожалению, кадровая проблема в вузах с каждым годом становится все более серьезной. Сама собой она не решится, а одной популяризацией среди молодежи высшей школе уже не помочь", — пишет он.

Что касается снижения уровня абитуриентов, то это тоже закономерно. Молодежь за 30 лет настроили на то, что жить нужно, не утруждая себя, в удовольствие и желательно имея легкие деньги.

"Часть молодежи (бо́льшая) совершенно точно считает, что образование должно быть коротким и не мучить их. Все должно быть как в игре — интересно, захватывающе, полезно. Они считают, что образование можно в любой момент прервать, а потом продолжить заново, но именно с того места, где остановился. Это объективная реальность", — заключает профессор Лопатин.

Результаты такого отношения, в том числе государства и вузов, привели к тому, что "высшее образование" в большинстве заведений стало не квалификацией, а выражением.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС