Столицу Урала возьмут в окружение мусороперерабатывающими комплексами
АО "Спецавтобаза" (бывшее ЕМУП) планирует построить огромный мусоросортировочный комплекс в трех километрах от жилой застройки. Компания уже работает над созданием проекта нового объекта, который раскинется на месте бывшей Широкореченской свалки и займет 150 тыс. кв. м. Его мощность (700 тыс. тонн ТКО в год) сопоставима со скандально известным проектом под Сысертью, против которого активно выступает местное население. Вполне вероятно, что этот проект создаст очередную "горячую точку" экопротестов на карте региона, а в итоге потребителям придется оплатить грандиозный объект из своего кармана. Подробнее — в материале Накануне.RU.
"Спецавтобаза" наняла подрядчика на проектировку нового масштабного мусорного объекта на Широкой речке. Исходя из технической документации, суммарная мощность мусоросортировочного комплекса составит 700 тыс. тонн. Предполагается, что 30% поступающих отходов будет извлекаться в виде вторсырья, также предприятие будет оснащено технологией переработки органики в техногрунт и производством альтернативного топлива, судя по всему, RDF. Учитывая все эти решения, на захоронение будет отправляться не более 20% ТКО. Проект нового комплекса должен быть готов уже к концу 2025 года, за него компания заплатит подрядной организации 95 млн рублей.
Вопросы граждан, скорей всего, вызовет предполагаемое место размещения огромного комплекса. В конкурсной документации "Спецавтобаза" указывает земельный участок с кадастровым номером 66:41:0313098:5 по адресу ул. Евгения Савкова, 100, прямо за ЕКАДом. Именно здесь находится Широкореченский полигон ТКО, который был закрыт в 2015 году и рекультивирован совсем недавно, в 2024-м. Территория расположена прямо в черте города, а до ближайших домов микрорайона Мичуринский — всего 3-4 км. Объект такой мощности может создать значительную нагрузку на экологию, а местным жителям — проблему в виде неприятного запаха.
Эксперты отрасли указывают на возможно изначально завышенные параметры проекта. Руководитель одной из смежных компаний пояснил Накануне.RU, что выбирать 80% полезных фракций из мусора на практике пока малореализуемо.
"Технологически достичь таких показателей возможно, но на очень короткое время. Производство RDF, на которое делается ставка — сомнительное решение. Основным потребителем альтернативного топлива сейчас могут являться только цементные заводы. Мы вели переговоры с группой предприятий еще в 2019 году и тогда нам было озвучено, что для переоборудования горелок завода потребуется порядка 250 млн рублей. Сделайте поправку на современные цены, и вы поймете, что реализовать эту технологию без государственной поддержки не удастся. Сбывать RDF будет просто некуда", — рассказал эксперт.
При этом, пока неясно, как планы "Спецавтобазы" согласуются с территориальной схемой обращения с ТКО — основополагающим документом, регулирующим строительство новых объектов в Свердловской области. Сейчас компания эксплуатирует старый мусоросортировочный комплекс мощностью 200 тыс. тонн ТКО. Объект характеризуется как быстро устаревающий, а его эффективность не позволяет извлекать из отходов более чем 7% полезного вторсырья. Согласно последней редакции терсхемы, утвержденной министерством энергетики и ЖКХ региона, работы на Широкореченском МСК действительно должны быть проведены, однако только с увеличением мощности до 250 тыс. тонн. в год, но никак не в три с лишним раза. Примечательно, что оценочная стоимость модернизации составляет 450 млн руб., но с учетом увеличения, цифра может вырасти пропорционально.
Если говорить в целом, то с увеличением мощности комплекса Екатеринбург, вполне вероятно, окажется буквально со всех сторон обложен глобальными мусорными объектами. Так, в терсхеме предполагается, что "Спецавтобаза" должна построить еще один крупный объект неподалеку от столицы Урала, так называемый, "Екатеринбург-Север". Проект включает в себя не только сортировку на 450 тыс. тонн отходов в год, но и полигон для захоронения, который должен заменить "Северную" свалку, которая уже практически не в состоянии обслуживать 1,5–миллионный мегаполис.
Также рядом с комплексом "Екатеринбург-Север" власти запланировали построить "Экотехнопарк Верхнепышминский", где будут построены очередной полигон и сортировка на 100 тыс. тонн. Для обслуживания этой площадки даже будет создано дополнительное АПО-4 (административно-производственное объединение), в котором будет работать отдельный региональный оператор.
Кроме того, на юге, под Сысертью, должен быть реализован еще один сопоставимый объект "Екатеринбург-Юг", его мощности предполагают не только сортировку ТКО, но и захоронение. Строительством в рамках концессионного соглашения занимаются структуры известных в Свердловской области бизнесменов Артема Бикова и Алексея Боброва.
Разумеется, амбициозные планы потребуют колоссального финансирования. Только по перечисленными объектам (без учета увеличения стоимости МСК "Широкореченский") сумма вложений оценивается в 18,5 млрд руб. Причем, сроки начала строительства исчисляются двумя-тремя годами. Где правительство Свердловской области намеревается изыскать такие средства, не раскрывается. Отсюда может следовать вполне логичное предположение: с большой долей вероятности, значительная часть финансирования будет учтена в тарифе и ляжет на плечи потребителей.