Фурсенковский лозунг "Нам нужны потребители" — в прошлом?
Мединский заявил о том, что стране нужны умные и думающие людиВ окружении президента России наконец-то в лучшую сторону меняется взгляд на образование? Об этом свидетельствует большое интервью РБК помощника президента РФ Владимира Мединского. Оно разительно отличается от действовавшей до сих пор парадигмы, что нам нужны не люди-творцы, а "квалифицированные потребители", чем навсегда вошел в историю другой советник президента — бывший министр образования Андрей Фурсенко.
"Задача школы — это образование и воспитание". Еще несколько лет назад услышать такое было вряд ли возможно.
"Нам — современному российскому обществу — не нужны оловянные солдатики. Мы не Урфины Джюсы, и мы не воспитываем деревянных солдат. Мы хотим, чтобы был всесторонне развитый, образованный, интересующийся, умеющий спорить и, самое главное, умеющий думать ребенок. Умеющий думать школьник, который хочет докопаться до истины! Вот наш идеал!" — рассказал Мединский.
"Самая основная проблема — это на примере своих детей я знаю — как сделать так, чтобы было интересно читать, а не сидеть в смартфоне. Мы же понимаем, что те, кто читает книги, всегда управляют теми, кто смотрит телевизор. Мы хотим, чтобы дети были умными, чтобы не ими управляли, чтобы из них росли управленцы, талантливые люди, предприниматели, те, кто двигает страну вперед. Для этого надо читать", — подчеркнул он.
И еще одна цитата: "Заслуга советской власти заключается в том, что она, насколько смогла, горизонтально резко расширила и подняла уровень массового образования. То, о чем царская Россия могла только мечтать".
Эти высказывания говорят о том, что в Кремле понимают, что концепцию образования необходимо менять. Да, концепция Фурсенко не была нигде формально закреплена, но Фурсенко одной фразой выразил ее дух. И от нее до сих пор не отказались. Позиция Мединского — лишь первый шаг на этом пути. Обнадеживает то, что подобные вещи говорят и другие чиновники, но как-то не очень внятно, а скорее рефлексируя на изменившиеся условия. С другой стороны, чиновничья братия всегда держит нос по ветру и очень хорошо чует изменения в "концептуальной атмосфере". Они давно назрели и жизненно необходимы. Но вот дальше заявлений пока дело не очень-то идет.
Можно вспомнить, что в мае 2024 года, когда министра просвещения РФ отчитывали перед переназначением в Госдуме, Сергей Кравцов не нашел ничего лучшего, чем растерянно заявить: "Я полностью поддерживаю..." Что он поддерживает, видимо, он и сам не может сказать. Главное — выказать свою лояльность. Только сегодня этого безнадежно мало. Стране нужны профессионалы во всем, а не просто "полностью поддерживающие". Кстати, спикер Госдумы Вячеслав Володин сказал сразу: "Это все лозунги".
Власти пытаются что-то делать, но ощущение такое, что образовательное болото сильно загустело. Так, в конце прошлого года был даже принят план повышения качества математического и естественно-научного образования. Но не похоже, что утвержденный план (опять "план мероприятий"!) что-то сильно изменит в лучшую сторону. Разве что по цифрам.
А по цифрам у Кравцова и сейчас все ОК. Конкурс в педвузы большой, о чем он постоянно говорит. То, что при этом в школах нет до половины учителей, неважно. А на днях министр похвастался ростом баллов ЕГЭ. По факту же в вузы у нас поступают троечники, а система ЕГЭ, которая "дала возможность" любому школьнику из глубинки поступить в самый престижный московский вуз, уничтожила региональные вузы как центры действительно высшего образования. То, что делали в образовании при Фурсенко, продолжается при Кравцове. Только лозунги другие.
К слову, уже и в США, у которых мы переняли систему тестирования выпускников школ, поняли, что сами рубят сук, на котором сидят. Как говорил экс-президент США Джон Кеннеди: "Космос мы проиграли русским за школьной партой". Теперь власти в США начали подозревать, что проигрывают технологическую гонку Китаю, и это тоже начинается со школы. Дональд Трамп объявил борьбу с неграмотностью, потому что 70% учеников восьмых классов показали низкие результаты по чтению и математике. То есть едва умеют читать и считать. По его словам, такая система образования подрывает конкурентоспособность США.
Характерно, что сооснователь Telegram Павел Дуров объяснил успех Китая в области ИИ заимствованной у СССР моделью образования. А у нас по-прежнему ЕГЭ — священная корова. Понятно, что советское образование в современной России не вернуть, но программы и учебники почти по всем предметам, а они показывали хорошие результаты, вполне можно вернуть в школы. Вместо этого продолжается сочинительство новых стандартов, а учебники, наверное, не критиковал только ленивый.
Народный учитель России, профессор кафедры математического анализа РГПУ, член рабочей группы по образованию Совета по правам человека при президенте РФ Сергей Рукшин отмечает, что проблемы образования и научно-технического развития страны поднимают и президент РФ, и Госсовет, и Совет по науке и образованию. Наличие проблемы осмыслено, но вот с принятием решений все гораздо хуже.
"На уровне аналитики проблема уже решена. А вот на уровне принятия решений в соответствии с предложениями специалистов все гораздо хуже. Надо понять, какая система образования нужна стране и менять парадигму. С этим успешные манагеры, которым все равно, чем управлять, не справляются, им обидно не за державу, а за упущенные карьерные возможности. Или недоосвоенные Раковыми и Грабовыми средства. И без принятия системообразующих решений решение этой Государственной задачи невозможно. Беда в том, что у президента хватает более насущных проблем, а коридор возможностей министров в принятии решений без системных стратегических преобразований крайне узок", — считает Рукшин.
С ним сложно не согласиться. Сколько уже водят за нос учителей, да и всю страну, обещая единую и понятную систему оплаты труда учителей? Еще в 2023 году Кравцов обещал до конца того года утвердить единую систему оплаты труда для педагогов. По его словам, "основные подходы этой системы уже разработаны". Утвердили? Нет! Теперь просят подождать еще — не только учителей, а вообще всех бюджетников. Новый срок — 2027 год. Об этом заявил на днях глава Минтруда Антон Котяков. Но и в эту дату веры нет. Создается также ощущение, что кто-то просто надеется, что "ишак сдохнет". К тому времени школы деградируют еще больше. Так кто же будет готовить умных, думающих и воспитанных детей? Искусственный интеллект?
А ведь ситуация в системе оплаты труда учителей — точнее, полное нежелание властей этим заниматься — красноречиво говорит о том, что у нас так и остается сильный крен в сторону экономики потребления и сферы услуг, а не подготовки умеющих думать творцов. Современный российский парадокс лаконично выразил глава Superjob Алексей Захаров:
"В стране катастрофически не хватает учителей, зато пицца приезжает за 15 минут. Ракеты на Луну не садятся, или делать их некому. Зато холодильник [конечно, не отечественный] можно заказать в три часа ночи, а в четыре утра тебе его привезут".
Так что лозунг Андрея Фурсенко уже практически воплощен в жизнь. Образование — отражение экономики, а экономика структурно не меняется с 90-х, когда Россия решила встраиваться в чужие технологические цепочки как просто поставщик энергоресурсов. Удастся ли перейти к другой парадигме в образовании и есть ли настоящее стремление к этому, раз даже выпускники Бауманки идут в курьеры, поскольку там зарплата выше?
Одних слов чиновников уже давно мало, нужны конкретные дела. Как говорит историк Андрей Фурсов, "квалифицированные потребители" в конечном итоге станут могильщиками любого политического режима, поскольку им всегда будет казаться, что где-то можно потреблять больше и лучше. К слову, в старославянском слово "потреблять" означает "разрушать", "уничтожать". То есть потребители — это разрушители окружающего мира во имя себя. И хотя каждый человек выступает как потребитель чего-то, класть это в основу системы образования самоубийственно.