Вышли из матрицы: жители крупного города прекратили участие в программе капремонта
Нижний Тагил, второй по величине город Свердловской области с населением 330 тыс. человек, фактически вышел из программы капремонта. Жители многоквартирных домов массово переходят на так называемые спецсчета, из-за чего в "общем котле" попросту не остается средств. Это подталкивает других собственников жилья в городе еще активнее отказываться от услуг фонда, как следствие, увеличивая отрицательный баланс. Таким образом, Нижний Тагил создал прецедент, став первым крупным городом в России, где программа капремонта провалилась из-за нехватки средств. И, видимо, для региона это только начало, ведь тенденция характерна для всей Свердловской области, где уже почти половина жилфонда выпала из "общего котла". В результате, качество и объемы работ по программе падают, а стоимость услуги регулярно растет. Подробнее — в материале Накануне.RU.
По словам руководителя Фонда капремонта Свердловской области Станислава Суханова, Нижний Тагил стал единственным городом региона, где сложился отрицательный баланс по взносам за капремонт. Всего город ушел в минус почти на 100 млн рублей.
"По Нижнему Тагилу все непросто. В рамках 2024 года жители города заплатили 383 млн рублей, а на спецсчета из ФКР ушло около 480 млн рублей. Даже не переломилась та тенденция, которая позволила бы Нижнему Тагилу не уходить в более отрицательный баланс. Возможно, в следующем году что-то изменится. В Нижнем Тагиле была программа капремонта на 2024 год, но ни одного МКД не было сделано, так как нет денег. Где взять денег, если отрицательный баланс? За чей счет мы должны ремонтировать, за счет Екатеринбурга? Думаю, жители Екатеринбурга не согласятся", — заявил Станислав Суханов на пресс-конференции 3 декабря.
Как известно, собственники жилья вправе самостоятельно определять, каким образом собирать средства на капремонт: доверить эти функции ФКР и ждать своей очереди в рамках областной программы, или выделить спецсчет и самим принимать решение о сроках и составе работ. Более того, при выходе из "котла" жители МКД могут доверить управление спецсчетом либо фонду, либо управляющей организации.
Кассовый разрыв, возникший в свердловском фонде, связан с тем, что регоператор обязан возвратить на спецсчет МКД все накопленные средства. А с учетом массового ухода домов в Нижнем Тагиле, обязательства превысили поступления. Поэтому собственники, чьи дома остались в общем котле, так и не дождались капремонта ни в текущем, ни в предыдущем году. Соответственно, все больше жителей принимает решение об отказе от услуг Фонда. Тенденцию подтвердил и руководитель организации.
"В целом, по Свердловской области тенденция по переходу на спецсчета есть. На 1 января 2025 года на спецсчетах 23,5% МКД. Но, так как это дома свежие, по площадям это 41,5%. Это связано с тем, что по новым домам происходит накопление средств и еще не надо проводить ремонты", — добавил Станислав Суханов.
Нехватка средств в фонде ведет к сокращению работ. Так, например, в ремонтную кампанию 2024 года фонд отчитался об 765 домах, а в 2023 их было еще меньше — всего 676. При этом в планах на 2025 никаких "прорывов" не ожидается — в списке только 770 объектов. Несмотря на такие показатели, ставка за услугу для населения регулярно растет. С 1 января 2025 года ее подняли на 18%, до этого последняя индексация проводилась в 2023 году, тогда она составила шоковые 40%.
"Стоимость капремонта не поднималась с 2023 года. Ее подняли на 18%, таким образом мы покрыли только инфляционное влияние за последние два года. Очень сильно дорожают материалы и резко начала расти зарплата на территории региона. Поэтому, чтобы сохранить объемы, мы вынуждены поднимать ставку. Решение принимает правительство области, и я не могу сказать, будет ли повышение в след году", — резюмировал директор ФКР.
Однако даже при увеличении стоимости и снижении объемов, падает качество работ. Само руководство организации оценивает деятельность на 3,5 из 5 баллов. В частности, есть замечания непосредственно по выполнению мероприятий, а также по нанесению ущерба гражданам. Согласно приведенной статистике, ежегодно поступает порядка 800 претензий, около половины которых признаются гарантийными случаями.
Осложняет финансовые проблемы растущая задолженность. Из года в год ФКР не может "пробить" порог собираемости платежей в 96,46%, что приводит к постоянному увеличению долга населения. Так, если на начало 2024 его совокупный объем составлял 3,785 млн рублей, то к концу периода превысил уже 4 млрд рублей. Сейчас с ростом ставки динамика будет только ухудшаться.
Председатель городской думы Нижнего Тагила Вадим Раудштейн пояснил Накануне.RU, что в минувшем году решение о выходе из общего котла принял Гальяно-Горбуновский массив, наиболее современный и быстро развивающийся жилфонд в Тагилстроевском районе. В результате на спецсчета перешло сразу более 40 домов, из-за чего город сильно просел.
"Здесь нужно либо совершенствовать федеральное законодательство, либо как-то дополнительно поддерживать граждан, оставшихся в Фонде капремонта. В то же время, собственникам этих домов никто не запрещает тоже перейти на спецсчет, и они получат все средства, накопленные с 2014 года. В моем доме тоже было принято такое решение и мы провели ремонт, хотя по программе он должен был состояться только в 2032 году. Важно понимать, что при переходе должна быть ответственная УК или ТСЖ, а жители должны предельно строго контролировать расходы и подрядчиков", — отметил Вадим Раудштейн.
По словам экспертов, ФКР как институт фактически устарел и копить деньги через регоператора стало неэффективно. Например, если граждане финансируют работы по текущей ставке, в актуальных на сегодня ценах, через условные 10 лет они получают работы меньшего объема с учетом инфляционных факторов. К прочему, деньгами спецсчета собственники могут управлять самостоятельно, выбирать сроки и объемы ремонтов, а также размещать свободные средства на депозитах, что особенно актуально для новых домов, которые не испытывают необходимость проводить работы в ближайшие годы. Но для эффективного управления спецсчетом собственники должны проявлять определенную активность и заинтересованность.
Само государство, чтобы хоть как-то спасти ситуацию с наполняемостью фондов капремонта, пытается административно удержать МКД в "общем котле". Для этого был увеличен порог собираемости по спецсчетам. Если раньше дом возвращали в общий котел при собираемости менее 50%, то теперь эту планку подняли до 60%.