Что делать? Половина будущих учителей имеют клиповое мышление
Почти половина студентов педвузов, то есть будущих учителей, имеют ярко выраженное клиповое мышление, еще около четверти — клиповое отчасти, и лишь до 30% — системное мышление. Такие неутешительные результаты исследования опубликованы в журнале "Образование и наука" в статье "Коррекция клипового мышления студентов педагогического вуза в процессе решения практико-ориентированных задач".
О клиповом мышлении детей, подростков и молодежи говорят многие, хотя есть и та точка зрения, что этот термин не совсем ясен. Изменения в сознании людей, привязанных к гаджетам, признают все, но сам термин "клиповое мышление" некоторые считают скорее метафорой.
Авторы исследования отмечают следующее: поколение современных детей отличается умением работать одновременно с разными задачами. Это верно и для молодежи — поколения зумеров, о чем недавно рассказал декан экономического факультета МГУ Александр Аузан. По его словам, у современных подростков и молодежи память вынесена во внешние приборы, они мало что помнят и не умеют работать с большими объемами информации, так как целостное представление отсутствует. При этом они много чего делают одновременно, хотя редко качественно.
А что же будущие учителя — нынешние студенты педвузов? У них та же самая проблема. В отличие от старшего поколения, представителей которого можно назвать "людьми книги", новое поколение представляет собой "людей экрана". Читающих и думающих подростков становится все меньше.
Сам термин "клиповое мышление" в России ввел философ Федор Гиренок, который характеризовал данный феномен как тип сознания, которому свойственны языковой минимализм, обращение не к опыту, а к воображению, фактически это аффективное действие. Он первым из исследователей обратил внимание на противоречие, которое возникло в современной школе: ученики ориентируются на клиповое сознание, а учителя приучают их к понятийному.
Есть мнение, что это лишь "когнитивный стиль" современного человека, но многие исследователи считают, что для клипового сознания характерно отсутствие понимания картины окружающей действительности. Это быстрое, но поверхностное мышление. Таких людей отличает речевая бедность, неспособность к концентрации. Современный студент часто уже не обладает способностью концентрироваться на определенном информационном объекте с целью вычленить нужную идею, сформулировать вывод и т.п.
И вот авторы из Нижнетагильского государственного социально-педагогического института (филиала) Российского государственного профессионально-педагогического университета изучили студентов своего вуза. Это "обычный" российский педвуз. В сентябре 2023 года авторы провели анкетирование студентов первого и второго курсов на предмет наличия у них клипового мышления. Студентам было предложено оценить у себя наличие разных качеств по шкале от 1 (min) до 7 баллов (max).
Примечательно, что сами студенты отмечают у себя клиповое сознание, но сравнительно немногие. Так, 22% признали, что им свойственно воспринимать окружающий мир фрагментарно, как набор разрозненных, мало связанных между собой элементов, 28% отмечают, что они эффективно работают только с короткими и простыми отрывками информации, 25% — что им трудно воспринимать и оперировать большими и сложными объемами информации. При этом 50-60% оценили свою "клиповость" как слабую. Однако даже 25% тех, кто признает себя "клиповым", — это колоссальная проблема и для будущего образования, и для будущего страны. Кто-то из них придет в школу и.. чему они будут учить детей?
Констатирующий же эксперимент показал, что выраженное клиповое мышление имеют около 42% студентов, а "умеренное" клиповое — 29%. Только 29% имели системное мышление. Авторы считают, что клиповость сознания подвергается коррекции, для чего будущим учителям необходимо давать практико-ориентированные задачи для максимального вовлечения в будущую профессиональную деятельность. В эксперименте студентам предлагалась возможная ситуация из педагогической практики. Каждая ситуация была дополнена фрагментами, содержащими картинки, аудио- и видеоинформацию или "кусочки" текста. Студенты должны выделить главную мысль в каждом фрагменте и на основе полученных данных расположить их в нужной последовательности и сформулировать свои предложения по решению ситуации. Для проверки эффективности предложенных решений студентам предлагается продемонстрировать фрагмент урока с использованием разработанных материалов.
После таких занятий студенты экспериментальной группы стали действовать более логично и последовательно. Студенты же контрольной группы по-прежнему действовали больше интуитивно и "на ощущениях".
Главная идея авторов состоит в том, что и в условиях цифровизации и погружения в гаджеты можно улучшить мышление молодежи, просто нужно делать задания, побуждающие думать, а не бесконечно листать ленту. На последнюю привычку как наркотическую зависимость указывает специалист в области искусственного интеллекта, член СПЧ и президент компании "Крибрум" Игорь Ашманов. Он отмечает, что у человека при постоянном взаимодействии с виртуальным миром, особенно с соцсетями, в организме выделяются гормоны удовольствия, страха и др., что, в свою очередь, еще больше привязывают людей к дальнейшему "проваливанию" в гаджеты.
Что касается результатов эксперимента в Нижнем Тагиле, то после выполнения развивающих заданий выраженное клиповое мышление было зафиксировано у 21% студентов, умеренное клиповое — у 35%, а 44% показали системное мышление. То есть отмечено явное улучшение. Правда, это относится к узкой области и вряд ли переносимо на мышление человека в целом, которое не исправишь просто какими-то заданиями. В условиях безудержной цифровизации проблемы с мышлением детей и подростков пока только нарастают. И их даже не думают решать.
Учителя давно бьют тревогу, говоря о том, что распространение клипового мышления в образовании приводит к тому, что дети разучиваются думать. Однако старые учителя уходят, а им на смену приходят те, у которых у самих сознание уже клиповое. К этому их подталкивают и требования "сверху", которые не дают педагогу сосредоточиться на обучении. Учителей постоянно дергают, требуя сдавать какие-то отчеты, заполнять формы, использовать цифровые системы и т.д., стимулируя именно то, что характерно для клипового мышления, — параллельное делание разнородных и не связанных между собой дел. Так что проблема бюрократии и цифровизации в школах гораздо глубже, чем просто бюрократия или вопрос персональных данных. Этот стиль работы перенимают и дети — будущее страны.
Предложение вернуть в школу курс логики иногда высказывается, но остается гласом вопиющего в пустыне. При этом, по опросу ВЦИОМ 2024 года, 59% россиян это поддержали.
Педагог-психолог Елена Иванина пишет, что основы критического мышления закладываются уже в начальной школе. Именно тогда формируется базовая способность к анализу, сравнению и оценке информации. Этому можно помочь, используя такие способы:
• вопросы вместо ответов (учить ставить вопросы, а не давать уже готовые ответы);
• игры и головоломки;
• проектная деятельность (ребенок на любимой теме занят серьезным изучением);
• обсуждение и дискуссии.
С этим не поспоришь, и формально все это есть в школе, но беда в том, что часто лишь формально. По факту в школу как приходят "дети-зрители", так многие на этом уровне и остаются.
Заведующий научно-исследовательской лабораторией, кандидат физико-математических наук Денис Собур вообще считает, что клиповое мышление формируют не гаджеты, а сама школа — своей бессвязностью и бесконечным "реформированием". На это работает и ранняя профилизация. В нынешних условиях это означает, что часть предметов можно просто не учить — их нигде не спросят. Но самое опасное, что эта порочная система уже устоялась, к ней привыкли даже учителя.
"Представьте, какой шум поднимется, если всех с пятого по девятый класс обяжут учить все?! Ведь и родители, и учителя давно привыкли, что изучение большинства предметов необязательно. ЕГЭ по предмету будут сдавать лишь несколько человек, которые, скорее всего, наймут репетиторов. И любая попытка серьезно надавить на школу лишь приведет к тому, что уволятся те немногие учителя, что еще работают в школе", — пишет эксперт.
Историк Андрей Фурсов называет развитие России в последние десятилетия "самовоспроизводящимся разложением". В том, что касается системы образования, к сожалению, это очень похоже не правду. И что с этим делать, кажется, не знает никто.