"Мы потеряли среднее образование, теперь потеряем и основное общее"
Госдума 18 марта приняла закон, согласно которому в приемную кампанию 2025 года девятиклассники в рамках пилотного проекта смогут сдавать два ОГЭ — по русскому языку и математике. Этого хватит, чтобы получить аттестат об основном общем образовании и поступить в учреждения среднего профобразования (СПО). Те, кто собирается учиться в десятом классе, будут сдавать экзамены по старым правилам. Эксперимент проведут в Москве, Санкт-Петербурге и Липецкой области.
Участвующие в "пилоте" регионы также смогут определить минимальные баллы ОГЭ, необходимые для поступления в старшую школу, и установят, какие именно экзамены по выбору нужно будет сдать в зависимости от профиля класса.
Сейчас для окончания девятого класса школьники должны сдать четыре ОГЭ — по русскому языку и математике и еще два по предметам на выбор ученика. Количество экзаменов не зависит от дальнейших планов выпускника. Более того, результаты экзаменов никак не влияют на поступление ни в колледж, ни в старшую школу.
Своим мнением о новой реформе с Накануне.RU поделился руководитель общественного движения "За возрождение образования", профессор математики Александр Иванов.
— То, что молодой человек должен принять решение по выбору экзаменов, которое в будущем может повлиять на его дальнейший доступ к образованию, — насколько это правильно?
— Там ведь без выбора. Вот два экзамена обязательных есть на ОГЭ: русский язык и математика. Их надо сдать для получения аттестата, больше ничего. Но здесь его не перед выбором ставят, а просто освобождают от необходимости что-то ещё учить, кроме этих двух дисциплин, потому что аттестационный контроль только по ним будет предусмотрен.
Сегодня у нас кроме этих двух, ещё два экзамена на выбор. Там школьник выбирает что попроще: география, обществознание — самые популярные дисциплины по выбору, они просто упрощают аттестацию до минимума, который сейчас у нас в 11 классе для получения аттестата. Причём порог аттестационный чудовищно низкий, вот такой же будет и на ОГЭ.
А выбор, о котором вы говорите — выбирать, чем заниматься — перед этим выбором детей сейчас ставят в конце 6 класса по стандарту, по ФГОС, потому что с 7 класса все ключевые дисциплины даются на двух уровнях: базовый и углублённый. И уже в 6 классе надо определиться, как дальше учить математику — на базовом уровне или на углублённом. То же самое — физика, химия, биология и так далее.
То есть подростку, которому исполнилось 13 лет только-только, или ещё не исполнилось, ставят такой вопрос: кем ты будешь — технарём или не технарём, как математику учить? Вот эта проблема в пятом классе возникает.
— Не сократится ли в принципе число предметов в любых классах до трёх, до двух?
— Та реформа, которая предлагается сейчас, это, по сути, объЕГЭшивание основной школы. Старшая школа у нас объЕГЭшена, это значит, дети выбирают вступительные экзамены для поступления в вуз. Они называются ЕГЭ. Вот он выбрал свою тройку экзаменов, этими предметами интересуется, а все остальное для него — это побочная нагрузка, которая просто мешает заниматься этими тремя экзаменами. Причём, в этом стремлении детей поддерживает и школа тоже. Школу оценивают по результатам ЕГЭ, и школе важно, чтобы он сдал свой ЕГЭ хорошо, отвлекать его не надо ни на что.
В итоге мы потеряли среднее общее образование. Эти массы не знают истории, литературы, географии, физики, химии, биологии. Все зависит от выбора, направления, подготовки для поступления в вуз, кто выбирает эту подготовку. А кто не выбирает, кому вуз не нужен, те вообще могут ничего не учить, им дадут аттестаты и так. Вот это ситуация в старшей школе: среднее образование убито единым госэкзаменом. Теперь ОГЭ переводят в то же самое качество.
Произойдёт объЕГЭшивание уже основной школы. Эффект будет такой же. Дети выбирают свои предметы, дисциплины для поступления в колледж, или для поступления в 10 класс, тогда тоже будет конкурсная система через ОГЭ, уже об этом объявлено. В этом законопроекте все заложено. Ну и будут заниматься только своими предметами. Они и сейчас уже фактически этим занимаются с прицелом на ЕГЭ. Но ЕГЭ ещё все-таки далеко. Тут какая-то возможность у учителя есть — заставить заниматься чем-то ещё, кроме тех предметов, которые они уже выбрали. Вот теперь ученик не сможет — ОГЭ уже скоро, 9 класс, 7, 8 — всё, забудьте. Дети выбрали, определились, занимаются своими предметами, остальное не учат вообще.
И это вредительство просто, причём вредительство такого уровня, когда результат известен, мы уже все это прошли, все это видим, с этим как бы борются изо всех сил, все предметы придумывают сколько времени — результата никакого. Пока эта система действует, она работает без проблем, без сбоев. И вот они сейчас собираются её тиражировать, спустить вниз ещё на два класса.
— Упоминается, что таким образом будет решаться проблема нехватки рабочих кадров. Но насколько это может быть оправданно для экономики, если придёт человек, который не умеет ни рассуждать, ни мыслить, не имеющий никакой грамоты особой?
— Вы знаете, а вот кадры-то разные нужны. Если посмотреть на спектр запросов, да, конечно, нужны и те, которые умеют рассуждать, и способностями обладают. Но здесь и сейчас нужны строители, вот сейчас мигранты там работают, курьеры — их не хватает, рабочие на склады "Озона", "Вайлдберриса" нужны, вот по этим позициям, на которых приличные, кстати, заработки, там страшный дефицит кадров. Вот она, потребность — копать лопатой землю надо, на стройке раствор месить, подносить и так далее. Вот работа, на которой народу не хватает. Зачем тут учиться — выводить всех из школы, и все.
То есть, если мотив такой, чтобы просто надо решить проблему рынка труда дня сегодняшнего, то да, это получится сделать.
— А потом, в перспективе?
— А потом их не интересует. На "потом" не смотрят, понимаете? Суть вообще всей политики сегодня — не смотреть вперёд, потому что там неизвестность, а просто решаем проблему дня сегодняшнего. Почему, когда клюнул жареный петух? Ведь вчера уже было ясно, что это будет завтра, то есть сегодня, которое наступило. Было ясно, нам было ясно, мы об этом говорили, а им плевать. Вот пока не клюнет, не будет. Клюнул — ну, давайте решать.
Сейчас решат эту проблему. А что потом? Это уже не их тема, они совершенно искренне заботятся о том, чтобы удовлетворить проблемы рабочей силы, рынка труда, без проблем. Поможет? Поможет, конечно, выгнать подростков работать. А дальше что?