Стратегического партнера "Роснефти" связали с экс-менеджментом "Юкоса"
Генеральная прокуратура РФ продолжает парад национализации стратегических промышленных активов, оказавшихся в частных руках. В этот раз ведомство Игоря Краснова пытается вернуть в собственность государства поставщика насосного оборудования для большинства крупнейших нефтегазовых компаний России. Соответствующий иск надзорный орган подал в арбитражный суд, однако, как и в прочих подобных процессах, рассмотрение проходит в закрытом режиме. Пока известно лишь то, что Генпрокуратура выявила длинную цепочку к реальным владельцам, которая привела к экс-партнеру Михаила Ходорковского по "Юкосу" Леониду Невзлину (оба внесены в реестр иноагентов РФ) и его зарубежным коллегам. Подробности — в материале Накануне.RU.
Арбитражный суд Калининградской области удовлетворил ходатайство Генпрокуратуры РФ и наложил обеспечительные меры на активы ООО Производственная компания "Борец". Суть требований детально не раскрывается, так как дело рассматривается в закрытом режиме, однако, вероятнее всего, речь идет о запрете регистрационных действий в отношении активов компании.
В начале февраля ведомство Краснова обратилось в арбитражный суд с требованием взыскать в пользу государства 100% ООО ПК "Борец", являющегося основным поставщиком насосного оборудования для российской нефтянки. По версии надзора, собственники бизнеса вывели активы под управление иностранных структур. Ответчиками по иску, помимо ПК "Борец", выступают ООО "Международная компания "Салтекор Инвестментс" и международная коммерческая компания "Центр разработки нефтедобывающего оборудования".
Согласно данным системы "Контур.Фокус", обе структуры являются учредителями ПК "Борец". При этом "Салтекор Инвестментс" уходит корнями в "Борец Холдинг Компани ЛТД" (Объединенные Арабские Эмираты), а "Центр разработки нефтедобывающего оборудования" прописан на Сейшельских островах. Обе структуры вошли в уставный капитал российского производителя насосов еще в 2014 году. Именно в этот период, по версии Генпрокуратуры, Российская Федерация утратила контроль над активами.
Примечательно, что в данный момент "Борец" возглавляет Оксман Александр Львович, менеджер также владеет 5% в ООО "Электротяжмаш-Привод" (г. Лысьва, Пермский край), оставшиеся 95% принадлежат Фаберлайн корп. Диэмсиси (Объединенные Арабские Эмираты). Компания, согласно информации с официального сайта, является одним из крупнейших в России предприятий по выпуску силового электрооборудования. Организация производит электрогенерирующее оборудование и двигатели для топливно-энергетического комплекса, металлургической, химической, атомной, нефтегазовой и других отраслей промышленности. Ранее "Борец" возглавлял Хартвиг Роберт Отто Хайнц — он же бывший менеджер дочерней структуры компании — ООО "Лысьванефтемаш".
По мнению Генпрокуратуры, за многочисленными иноязычными фамилиями и офшорами стоят вполне понятные бенефициары. В их число входят небезызвестный гражданин Израиля Леонид Невзлин, некогда входивший в пул менеджеров НК "Юкос", а также его западные партнеры: Марк Шабад и Грегори Штульберг. Первый — гражданин Великобритании, второй — подданный Швеции. Именно эти люди и контролировали "Борец", считают в надзорном ведомстве.
После введения в 2022 ограничений на участие иностранного капитала в стратегических отраслях ответчики могли принять меры по сокрытию принадлежности своих активов. По данным "Коммерсанта", Шабад, Штульберг и Невзлин инициировали смену регистрации головной компании с офшоров на российскую. В результате, контроль перешел к созданной в специальном административном районе Калининградской области МКООО "Салтекор Инвестментс". При этом заявлений о согласовании такой сделки в ФАС и правительственную комиссию не поступало. Генпрокуратура, ссылаясь на данные Росфинмониторинга ФНС, заявляет о выводе за рубеж в 2024 году финансовых активов стратегических предприятий на сумму свыше 2 млрд рублей.
Отметим, что в "Борец" входит пять производственных предприятий и девять сервисных центров в России. Компания обслуживает более 9 тыс. скважин, а среди крупнейших контрагентов значится "Роснефть" и другие крупные нефтяные компании.
Ранее национализация коснулась и других крупнейших предприятий России. В этот список попали "Челябинский электрометаллургический комбинат", принадлежавший бизнесмену Юрию Антипову, "Климовский патронный завод" и "Соликамский магниевый завод". Однако наиболее схожий с "Борцом" эпизод завершился ровно год назад. В ходе продолжительных судебных разбирательств в собственность РФ были возвращены 100% акций АО "Плутон", специализирующегося на выпуске радиоэлектронной аппаратуры для нужд флота и авиации. Как установила Генпрокуратура, предприятие было передано под контроль иностранных инвесторов, намеренно закредитовано и доведено до банкротства. При этом деньги кредиторов были выведены в пользу собственника оффшоров, который уже покинул пределы РФ и находится в международном розыске. Реальный ущерб от его действий не поддается оценке.