"Нам больше не нужны джуны!" Работодатели в шоке от "недообразования"
В России наблюдается дефицит высококвалифицированных специалистов, особенно в технических областях. Работодатели сталкиваются с проблемой нехватки кадров, и это касается не только IT, но и других отраслей, таких как сельское хозяйство, промышленность. Предприятия предлагают большие зарплаты и готовы доучивать, но часто, несмотря на наличие сертификатов и дипломов, многие выпускники не обладают необходимыми навыками или даже "техническим" мышлением там, где это требуется. Поэтому важно пересмотреть подходы к подготовке специалистов, считают эксперты. Подробнее о подготовке технических кадров — в материале Накануне.RU.
Президент России Владимир Путин на заседании Совета по науке и образованию обозначил необходимость создания единой сквозной системы подготовки специалистов в связи с прогнозируемой нехваткой технических кадров в будущем. Да, проблема не только в том, что образование должно быть актуальным, чтобы студенты не сталкивались с устаревшими знаниями, но и в том, что обеспечить техническую базу не под силу многим колледжам, а "натасканные на ЕГЭ" выпускники школ не блестяще себя проявляют в вузах. Инженеров все меньше, проблем все больше. И начинать решать их стоит с основ.
Фундаментальное образование
Существующий дефицит квалифицированных специалистов в России требует внедрения фундаментального образования, которое должно гармонично сочетаться с прикладными знаниями. По мнению омбудсмена в сфере образования Амета Володарского, многие вузы сейчас пытаются заигрывать с работодателем — спрашивать, какие вам нужны специалисты? А потом готовить именно таких. Но времена быстро меняются, а обучение длится пять лет.
"Вуз под работодателя, под заявки общества начинает готовить учебный план, дисциплины и так далее, придумывает новую специальность (сегодня это называется "направление"), даже не попытавшись хотя бы испытать новое направление в рамках профиля или специализации. И вот такой вуз запускает специальность, новые направления, а через пять лет, когда выходят эти специалисты, работодателю они уже не нужны. Вузы по объективным причинам не успевают за теми потребностями, которые есть у работодателей. Да, эта проблема озвучена, и решение ее тоже поставлено среди главных", — говорит эксперт.
Как заметил вице-президент "Опоры России" Дмитрий Пищальников, связь между высшими учебными заведениями и рынком труда требует серьезных изменений. "Важно не подстраиваться под требования рынка, а предвосхищать их, иначе мы рискуем остаться в числе отстающих", — заявил он.
Это если смотреть вперед — что ждет выпускников вузов и колледжей, если обернуться назад, то мы увидим, что не менее сложная проблема образовалась из-за колоссального разрыва между программами в средней и высшей школах.
Везде нужны специалисты, но их нигде не готовят
Дмитрий Пищальников подтверждает, что даже в случае, когда речь идет о, казалось бы, таких "простых вещах", как, например, сельское хозяйство — везде требуются специалисты с очень высоким уровнем квалификации, именно поэтому вопрос стоит на уровне президента: "Когда речь идет о технологическом суверенитете, хотите вы, не хотите, вам придется подготавливать технологические кадры, высококвалифицированные кадры для сложных технологий. Даже простые технологии, по сравнению с тем, что было 50, 70, 100 лет назад, уже их нельзя назвать простыми".
И это касается не только инженеров, но и простых рабочих. Потому что "простых" сейчас нет — все работают на станках ЧПУ (числовое программное управление). А уже если говорить про инженеров, то там без фундаментального среднего и не менее основательного высшего образования в профессии делать нечего.
"Научить человека делать простые достаточно функции или ограниченный функционал, когда он имеет широкий кругозор — проще. Но когда вы готовите "ограниченного" человека, сделать его более широко подготовленным сложно", — признает Пищальников.
Да, еще недавно детей стращали в школе, что, если будешь плохо учиться, пойдешь на завод, а оказывается, чтобы пойти на завод, надо было учиться еще лучше. А пойти туда хочется многим — заплаты под 200 тыс. Удивляет другое — качество работы молодых работников очень низкое, говорят работодатели, а запросы у них очень высокие.
"Запросы очень высокие, потому что дефицит. Сегодня самый дорогой ресурс – это труд", — говорит Дмитрий Пищальников.
Вот почему государство озаботилось квалификацией? Потому что если вы не обучаете людей, если у вас нет высокотехнологичного производства, вы не можете конкурировать, то есть вы будете просто сырьевым придатком. А все 30 лет до этого планомерно разрушалась советская система, которая оберегала от такого исхода. Политический курс в современной России был направлен на вписывание в мировой контур, задачи построения собственных производств не стояли, кадры не готовили. Те же, кто не благодаря, а вопреки выбрал профессию и стал человеком труда, стал человеком труда уже на Западе — мы теряли много талантливых людей, уехавших за границу, подчеркивают эксперты.
"Я говорю не только об инженерах. Я говорю о биологах, о биохимиках, о химиках, о физиках, о нефтяниках, нефтеперерабатывающая очень сложная отрасль, в которой мы до сих пор где-то уязвимы и зависимы. О металлообработке, где Китай не просто догоняет, а перегоняет американцев и немцев, традиционно сильных в этой технологии, японцев в том числе. Поэтому кто виноват? Виновата была эта ситуация и та политика промышленная, которая проводилась, но это уже в прошлом. То есть мы сегодня решаем те задачи, которые должны были стратегически решать раньше. Это плата за те ошибки, которые стратегически были допущены 20-30 лет назад", — заключает Пищальников.
Пусть меня научат…
Если говорить про наш IT-сектор, то и здесь фундаментальная база необходима. Модульное образование, непрерывное развитие и многочисленные курсы — это, конечно, хорошо. Но, как говорят работодатели, — не очень. Разница все же чувствуется и часто отражается на важных отраслях.
"Вот вам пожалуйста — программа 4 года подготовки, и стоит она там всего каких-нибудь полтора миллиона рублей. А вот вам программа 3 месяца, 100 тысяч рублей, в процессе которой вы уже соберете портфолио — ну, как звучат эти рекламные объявления, — и уже будете зарабатывать свои немереные тысячи", —- рассказывает исполнительный директор ГК IThub, генеральный директор УК франчайзинга ООО "Образовательный хаб" Кристина Граль.
Нам уже не нужны джуниоры, говорит Граль, потому что, несмотря на эти курсы и сертификаты, люди не умеют широко мыслить, правильно мыслить. Не секрет, что работодательские настроения указывают на дисбаланс между требованиями рынка и качеством подготовки выпускников.
"Собственно, поэтому сегодня мы нуждаемся в более высококвалифицированных кадрах", — говорит Граль.
Внедрение общественно-профессиональной аккредитации позволит обеспечить образовательные программы качественной обратной связью от работодателей и соответствовать их актуальным требованиям. Потому что работодатели говорят сегодня страшные вещи, например, что специалистов нужно не просто переучивать, а учить… трудиться!
"Мы вынуждены их не просто обучать, а буквально доучивать. Это проблемы поколенческие. На сегодняшний день мы вынуждены учить их трудиться, учить их аккуратности, учить их даже иногда гигиене. Мы предпочитаем широкий кругозор, и широкая подготовка — это обязательное условие", — говорит эксперт.
Также она намекает на непомерные запросы российской молодежи и пугает тем, что не ровен час, когда дешевле будет купить специалиста из Германии или из США, а не брать российского. Амбиции хорошие, как в 30-ые годы, когда к нам приезжали со всего мира помогать творить индустриализацию, в то время как западный мир был погружен в Великую Депрессию. Но выводы обидные, все же мигранты уже выполняют у нас большую часть низкоквалифицированной работы, если еще и высококвалифицированных будут брать за рубежом, то нам так и останется, что разносить пиццу?
Дмитрий Пищальников настаивает: только что он был в командировке в Европе, и там закрываются заводы, люди, потерявшие работу, готовы на все, и если это станет выгодно… предприятия вынуждены будут решать эту задачу по закрытию кадров любыми способами. Сегодня более, чем когда-либо, необходимо переосмыслить методы подготовки технических кадров в России. Мы стоим на пороге перемен, и только совместными усилиями — государства, образовательных учреждений и бизнеса — сможем подготовить нужных специалистов, способных успешно двигать экономику страны вперед.