22 Марта 2025
search

США не исключили новые санкции против РФ

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Иностранные бренды готовятся к возвращению — ждут их не все

Вслед за начавшимися переговорами по урегулированию российского-украинского конфликта, информационное пространство накрыла волна сообщений о скором возвращении в Россию иностранных компаний, прекративших бизнес в стране в 2022 году.

По данным аналитиков российской платформы для развития бизнеса Kokoc Group, до 350 иностранных компаний могут в этом году возобновить свою деятельность в России. В их числе бренды Zara, Massimo Dutti, Bershka, Oysho, Pull & Bear, Stradivarius и другие.

Также на российский рынок планирует вернуться японская компания-производитель одежды UNIQLO. Несколько бывших сотрудников рассказали, что получили вопрос о потенциальном возвращении к работе.

Появилась информация о том, что в Россию собирается вернуться Coca-Cola. В компании уже обсуждают вопросы борьбы с российскими конкурентами и параллельным импортом.

Вместе с тем российские власти восприняли перспективы возобновления внешнеторгового сотрудничества без особого энтузиазма.

В Министерстве промышленности не собираются поощрять или стимулировать возвращение ушедших с рынка РФ зарубежных брендов. Освобожденные ниши будут и дальше замещаться российскими производителями, подчеркнули в ведомстве.

Как сказал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, зарубежным компаниям придётся побороться в конкуренции с российскими брендами, которые заняли все освободившиеся ниши за последние несколько лет.

Песков подчеркнул, что такая конкуренция — в интересах конечных потребителей, т.е. "нас с вами".

Кто победит в этой конкуренции, сказать сложно. Да, торговые площади не пустуют, хватает всего: одежды, техники, мебели. Однако не до конца понятно, насколько покупатели удовлетворены качеством товаров от китайских, иранских и российских брендов.

Зарубежные сетевые ритейлеры постоянно мониторят мировые рынки. Российский рынок является весьма объёмным и доходным, поэтому, когда ситуация с точки зрения международных марок сложится достаточно благоприятно, они без всяких призывов не упустят возможности начать переговоры о наиболее выгодных условиях возвращения, рассуждает основатель и управляющий директор Российского совета торговых центров (РСТЦ) Олег Войцеховский.

Coca-cola, Минск, эмблема(2023)|Фото: Накануне.RU

Возвращение мирового ритейла дополнительно оживило бы российские торговые центры и повысило бы их привлекательность для населения, обращает внимание он.

Что касается сроков восстановления работы международных ритейлеров, то при благоприятном раскладе это может занять 3-4 месяца. В формате полных коллекций — до 9 месяцев. Однако им придётся серьёзно поработать с торговыми центрами по поводу предоставления адекватных площадей.

"Напомним, что ТЦ с начала 2000-х годов как раз и строились с учётом необходимости размещения таких крупных иностранных ритейлеров, которые бы занимали 3-5 тысяч квадратных метров, представляли сразу несколько собственных брендов. Но с начала 2022 года такие площади (более 3 млн кв.м) стали простаивать и освобождаться, и нашим ТЦ пришлось решать вопрос с альтернативным использованием этих площадей. Где-то пришли отечественные ритейлеры (такие, как "Мэлон Фэшн" и "Глория Джинс"), а где-то, например, один большой магазин был разделён на несколько средних и малых", — объясняет основатель РСТЦ.

Поэтому сегодня для международных ритейлеров существует не так много готовых вариантов удобных площадей под магазины. Безусловно, такие варианты появятся в процессе ротации и оптимизации пула арендаторов, но не быстро. Кроме того, потребуется разработать изменения к договорам аренды, которые ранее не учитывали варианта с простоем либо уходом крупных арендаторов.

Скорее всего, именно "фактор площадей" будет узким местом в случае возвращения международных ритейлеров в нашу страну, констатирует Олег Войцеховский. Важно будет также понимать, какое решение примут власти по поводу размеров таможенных платежей на ввоз коллекций этих брендов.

Одним из необходимых условий для того, чтобы западные ушедшие бренды начали возвращаться на российский рынок, конечно же, будет снятие санкций, отмечает в разговоре с Накануне.RU гендиректор агентства маркетинговых исследований Vector Market Research Дмитрий Чумаков — при текущей ситуации они не смогут осуществлять прямые поставки на российский рынок.

За последние пару лет российский бизнес нашёл множество эффективных решений в плане товарной и финансовой логистики, с точки зрения минимизации рисков и многого другого. Проще говоря, параллельный импорт работает весьма эффективно. Без изменения санкционной политики зарубежным западным брендам конкурировать с уже выстроенными новыми логистическими и финансовыми цепочками будет практически невозможно.

Помимо снятия санкций, западным брендам для полноценного возвращения в Россию нужно будет провести существенную работу с российскими покупателями — каким-то образом "извиниться" за свой скоропостижный уход и заложить "кирпичики" в постройку новой покупательской лояльности, считает Дмитрий Чумаков. Ведь российские покупатели после ухода брендов были вынуждены менять свои покупательские привычки, сформированные годами.

"Если говорить о таких категориях, как одежда, то люди уже привыкли, какие бренды они покупают, какая там размерная линейка, сколько примерно стоит тот или иной элемент гардероба. И, в какой-то момент, российские покупатели, которым было уже комфортно жить в таком понятном пространстве, должны были резко менять места покупки, либо менять бренды, а соответственно, снова изучать размеры, качество, особенности и многое другое", — говорит Чумаков.

Тем временем покупатели успели заново сформировать эти привычки под воздействием новых брендов, которые заменили ушедшие компании. Поэтому для того, чтобы завоевать российских покупателей снова, западным брендам придётся подумать, что они могут предложить, чтобы перетянуть на себя российского покупателя.

Но если насытить торговые центры новыми бутиками с одеждой действительно удалось без проблем, то с бытовой техникой и автомобилями все должно быть сложнее. При покупке товара из этого сегмента принято обращать внимание на страну производства — ведь куда приятнее, если дрель, стиральная машина или, тем более, автомобиль, условно говоря, "немецкого качества"? В этом случае избыток китайской техники не решает проблему, так как многие просто не горят желанием ее покупать.

Но, как заверяет директор маркетингового агентства, опасения со стороны российских покупателей по поводу качества, срока годности и надёжности китайских товаров уже давно находится в прошлом. К тому же сложно говорить о японском, американском или немецком качестве, когда практически всё производится в Китае, просто под брендами тех же самых японских или немецких компаний. Доля товаров, которые действительно производятся в этих странах, сравнительно небольшая.

Между тем, именно в Китае сейчас очень много высокотехнологичных производств с высочайшим уровнем автоматизации, а китайские бренды являются даже более инновационными и технологичными, чем-то, что раньше продавалось под брендами немецких или японских компаний.

Учитывая, что уровень разнообразия и предложения во всех категориях товаров в России сейчас гораздо больше, чем во многих европейских странах, приход зарубежного бизнеса в Россию больше нужен ему самому, полагает собеседник Накануне.RU. Например, если взять лёгкую промышленность, то Россия является огромным рынком для одежды и обуви, так как в ней есть все четыре сезона — здесь покупают существенно больше различных предметов гардероба, чем в странах, в которых круглый год лето или осень.

"Поэтому российский рынок действительно очень интересен — он очень маржинальный. При этом в момент возвращения ушедших компаний, он уже не будет для них таким маржинальным, каким был раньше, по причине того, что российские покупатели вынужденно познакомились с новыми брендами, с новыми продуктами и поняли, что они ничем не хуже, а во многом даже лучше того, что они покупали раньше. Для того, чтобы всерьёз увеличивать продажи, ушедшим брендам придётся предложить что-то дополнительное российским покупателям, чтобы потенциал их предложения был на достаточно высоком уровне", — констатирует эксперт.

Распродажа в магазине в торговом центре(2024)|Фото: Накануне.RU

Председатель совета директоров "Союзконсалта", эксперт по международной торговле Олег Паладьев имеет другое мнение.

"Безусловно, азиатские компании не просто заполнили освободившиеся ниши — они укрепились, выстроили логистику, адаптировали свои продукты и завоевали доверие российского потребителя. Однако западные бренды обладают сильным конкурентным преимуществом: многолетней репутацией, доверием к качеству и технологическими стандартами, которые пока не всегда достигаются азиатскими аналогами", — подчеркивает эксперт.

По его мнению, Китай, Турция и Иран дали рынку альтернативу, но не замену. Многие российские бизнесмены и потребители всё ещё ориентируются на проверенные европейские, американские и японские товары, особенно в премиальном и технологическом сегментах.

При этом если западный бизнес решится вернуться, он действительно должен будет предложить не просто товар, а новую ценность — сервис, гибкие условия, локальное производство или даже переработку концепции "Made in Russia with Western Quality" ("Произведено в России с западным качеством").

Преграды на пути возвращающегося бизнеса, о которых говорят российские чиновники, не беспочвенны, признает Паладьев. Изменилась логистика, санкционные ограничения создают дополнительные затраты. Многие зарубежные компании при уходе передали активы новым владельцам, поэтому возвращение потребует юридических манёвров и новых инвестиций.

Но тот факт, что западные товары продолжают поступать на рынок через дружественные страны, говорит о потребности людей в этих товарах. А значит, найдутся и легальные механизмы возвращения — пусть даже через локальных партнёров или совместные предприятия.

Трудности, с которыми иностранный бизнес столкнется при возобновлении работы в РФ, не только преодолимы, но и окупятся высоким спросом со стороны покупателей — рынок это уже показывает, уверяет эксперт.

"Российский потребитель ценит качество, особенно в сегментах автомобилей, запчастей, промышленного оборудования, электроники, медицинской техники. Есть бренды, которые пока не получилось полноценно заменить. Если западные компании вернутся, пусть даже частично, их продукция найдёт своего покупателя", — говорит он.

И потом, Россия нуждается в иностранном бизнесе не меньше, чем иностранный бизнес — в российском рынке сбыта. Для России присутствие западных компаний дает рабочие места и налоговые поступления, инвестиции, а также доступ к передовым технологиям и производственным стандартам. Наконец, это дает конкуренцию, которая заставляет отечественный бизнес развиваться. Россия для западного бизнеса — это огромный рынок с 146 миллионами потребителей.

В конечном итоге, возвращение западных компаний на российский рынок — это не вопрос "если", а вопрос "как", резюмирует Олег Паладьев.

"Играть по-старому не получится. Потребуется адаптация, новые модели сотрудничества и гибкость. Рынок открыт для тех, кто готов искать возможности", — заключает он.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС