Потепление климата изолирует города на севере УрФО
Жители северных регионов УрФО столкнулись с проблемой транспортной доступности из-за нехарактерно теплой зимы. Большинство зимних автодорог открылось позже обычного — в самом конце декабря 2024 года, а часть из них смогли запустить только в январе-феврале. При этом даже работающие зимники регулярно работают в режиме ограничений по максимальной массе, в противном случае пользоваться ими просто небезопасно. Исследования экологов говорят о тенденции к общему повышению среднегодовых температур в Западной Сибири. И хотя кардинальных изменений климата на ближайшие поколения ученые не прогнозируют, эксперты рекомендуют начинать пересматривать технологические процессы под постепенно меняющиеся условия. Подробности — в материале Накануне.RU.
Тенденции глобального потепления нарушают не только привычный климатический уклад в северных регионах, но и несут вполне определенные социальные последствия. В 2025 году некоторые населенные пункты Тюменской области, ХМАО и ЯНАО столкнулись с проблемой транспортной доступности из-за нестабильной работы зимних автодорог. В 2024-2025 годах значительная часть автодорог открылась с опозданием в конце декабря. Еще часть сдвинулась на январь, а в отдельных случаях организовать движение не удавалось вплоть до начала февраля. А уже открытые маршруты регулярно работают с ограничением по массе от 3 до 10 тонн.
19 февраля жители ХМАО пожаловались на неудовлетворительное состояние зимних автодорог. Наиболее острые проблемы, согласно сообщениям в соцсетях, наблюдаются в Березовском районе. При этом региональные власти традиционно переложили ответственность на самих пользователей и погодные условия. В департаменте дорожного хозяйства и транспорта ХМАО пояснили, что рыхлый снег на зимниках не уплотняли из-за сильной метели и теплой погоды, а кроме того, на состояние дорог влияет грузовой транспорт, который доставляет стройматериалы и продукты в поселки Березовского района и продавливает дорожное полотно, из-за чего оно становится неровным.
Ранее об аналогичных проблемах сообщали жители Тобольского района Тюменской области. До конца января в муниципалитете не была организована зимняя дорога. Население было вынуждено поднять проблему до федерального уровня, обратившись к главе СКР Александру Бастрыкину и президенту Владимиру Путину. В ответ на жалобы губернатор Александр Моор заявил, что уже направил своего зама разбираться в ситуации. Проблемы чиновники объясняли погодными условиями.
Вообще, создание зимних дорог начинается при устойчивых морозах и толщине льда на водоеме не менее 30 сантиметров. Когда она достигает 60 сантиметров, на обустройство проезда выходит тяжелая техника. Дорожники намораживают ледовые переправы, выставляют сигнальные вешки, определяющие границы проезжей части. По данным Северавтодора, в Югре ежегодно работает почти 2,5 тыс. км зимников, а в ЯНАО — еще около 1,3 тыс. км.
Большинство отдаленных населенных пунктов зависит от нормального функционирования этих артерий. В части случаев это может быть единственным вариантом доставки грузов и пассажиров, а порой отсутствие зимника создает необходимость сильного увеличения транспортного плеча, что увеличивает стоимость снабжения. От стабильной работы сезонной транспортной инфраструктуры зависит обеспечение продуктами, медикаментами и топливом.
Экологи уже сейчас говорят о тенденции к потеплению. Исследовательская группа Нижневартовского государственного университета (НВГУ) проводила изучение почвы Ханты-Мансийского автономного округа, чтобы проследить, как меняется температура в Югре. Ученые пришли к выводу, что климат меняется в сторону потепления. По словам заведующего лабораторией геоэкологических исследований НВГУ Сергея Коркина, климатические исследования в Югре проводятся с 2000 года. Анализы, проведенные на многолетнемерзлых почвах, подтверждают тенденцию. В частности, экспедиторы зафиксировали сильное таяние: на буграх пучения деятельный слой всего за сезон уменьшился на 50 см.
Аналогичные данные приводят и исследователи ФГБУ "Институт глобального климата и экологии имени академика Ю. А. Израэля (ИГКЭ)". По данным ученых, прошлой зимой температуры выше климатической нормы наблюдались на юге европейской части России (осредненная по СКФО аномалия: 2,39 С), в центре и на севере Западной и Средней Сибири.
"Наибольшее потепление отмечается в декабре на западе европейской части России и в северных районах страны (всюду на севере, кроме нижнего течения Лены) и в январе — на северо-западе европейской части России и в Средней Сибири. Местами изменение достигает +1,3 С/10 лет", — говорится в исследовании.
Однако не все эксперты склонны рассматривать тепловые аномалии как регулярное явление. Председатель экологической организации "Зеленый фронт" Сергей Виноградов в диалоге с Накануне.RU обратил внимание, что наблюдения за температурой в разрезе истории человечество ведет не так давно и делать масштабные выводы на основании отдельных периодов может быть преждевременным.
"Говорить, что что-то кардинально меняется именно сейчас, я бы не стал. Но, с другой стороны, нужно быть готовым к последствиям общего увеличения температур, которое мы наблюдаем, и заранее вкладывать исследовательские и экономические ресурсы, например, в разработку необходимых технологий в части строительства дорог или домов. К тому же нельзя забывать, что любые исследования финансируются под определенные задачи, я не имею в виду, что они могут быть ангажированы, но результаты таких работ заинтересованные группы могут использовать в своих целях", — отметил эксперт.
Такие исследования сегодня не только ведутся, но даже дают первые прикладные результаты. Так, например, с 2023 года в ЯНАО в формате эксперимента строятся пробные участки автозимников с модифицированным ледовым покрытием. Предлагаемая учеными технология позволит повысить износостойкость и прочность зимних дорог, улучшить сцепление колес транспорта с покрытием и способствовать продлению срока эксплуатации зимника в весенний период. Новая технология предполагает использование комбинации водных растворов упрочняющих соединений и дисперсной антифрикционной фазы при формировании ледового покрытия зимника. В результате образуется регулярная структура льда, содержащая демпфирующие прослойки между кристаллическими образованиями, что существенно улучшает прочностные свойства ледовой матрицы.