Олег Смирнов: Первое испытание "Супреджета" с ПД-8 — обнадёживающий шаг вперёд
Ростех опубликовал кадры начала летных испытаний "Суперджета" с импортозамещенными отечественными двигателями ПД-8. Самолет программу выполнил, совершил посадку. Однако, все это ожидалось еще два года назад. Программа по выпуску отечественных самолетов предполагала выпуск полностью отечественных самолетов еще в 2023 году, но сроки постоянно "сдвигаются вправо". Своим мнением о первом полете "Суперджета" с ПД-8 под крыльями с Накануне.RU поделился заслуженный пилот СССР, председатель комиссии по гражданской авиации Общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов:
— Испытания — приятная новость, говорящая о том, что все-таки работают над этой колоссальной проблемой в сфере гражданской авиации, которую наше государство само себе создало за последние 30 лет. И то, что самолет взлетел вместе с импортозамещенным двигателем — это очень хороший знак, говорящий о том, что мы идем в правильном направлении.
Многие при этом обратили внимание на темный след от двигателей во время испытаний "Суперджета", но это лишь говорит о том, что еще не до конца доработаны параметры сгорания авиатоплива в камерах сгорания, которое поступает туда под большим давлением и там воспламеняется. Это все надо отрабатывать в процессе полетов, в процессе испытаний на земле и в воздухе. И вот этот небольшой след — вообще-то нормальное явление. Самое главное, чтобы производители этого двигателя понимали, что это за след, какова причина этого следа. Возможно, дело в давлении впрыска этого топлива в камеру сгорания, или в составе керосина, или в изменении температуры сгорания, ну и так далее. Это все отрегулируется, это не проблема.
Самое важное — это то, что все-таки самолет взлетел, выполнил определенную программу и произвел посадку на этом же работающем двигателе. Это большой шаг. Двигатель — очень сложное изделие, сложнее, чем сам самолет. И поэтому это первое его испытание на родном крыле — обнадеживающий шаг вперед.
А вот когда осуществится передача этого самолета с отечественным двигателем эксплуатанту, то есть в нашу авиакомпанию — это большой вопрос, потому что за последние 30 лет ни одно обещание ОАК или Министерства промышленности по выпуску самолетов, двигателей, комплектующих не выполнено по срокам. Так же, как и вот эта программа, которая была представлена до 2030 года, ее подсунули и подвели председателя правительства, он подписал ее — на 1000 самолетов, хотя тут и дворнику было понятно, что для 1000 самолетов нужно 2000 двигателей, а в массовом производстве нет на сегодняшний день ни одного, а кроме того, нужны миллионы комплектующих для 1000 самолетов, которые на коленке не сделаешь. Для этого нужны заводы, для этого нужно специальное оборудование, специальные станки, должны быть соответствующие конструкторы и прочее, и прочее. Планировали начать серийное производство в 2023 году — ни одного самолета не сделали, в 2024 — ни одного, 2025 наступил — тоже их пока нет в массовом производстве.