Михаил Делягин: Шохин по поводу вкладов и приватизации напугал всех, и не без основания
Глава РСПП Александр Шохин заявил, что вклады населения на сумму 55 трлн руб. могут быть привлечены на фондовый рынок для покупки акций в рамках "большой приватизации". Он уточнил, что для этого права собственников должны быть надежно гарантированы от оспаривания государством итогов сделок. "Большую приватизацию" упомянул ранее министр финансов Антон Силуанов на коллегии Росимущества, по его словам, можно было бы поставить вопрос в 2025 году о новой волне приватизации. Так о чём говорил Шохин — новая "большая приватизация" грядёт? Своим мнением с Накануне.RU поделился экономист, депутат Государственной думы Михаил Делягин:
— Все уже очень сильно испугались, что речь идёт о кипрском варианте принудительной конвертации депозитов людей в банке в акции этого банка. Все испугались очень сильно, так что Шохин у нас практически сравнялся с господином Зубцом по воздействию на общественное сознание, но я думаю, что нет никаких оснований ожидать того, что предложил Шохин.
Я думаю, что слова Шохина — это самая обычная ритуальная либеральная риторика, что нужно сделать приватизацию, нужно передать наиболее смачные куски государственной собственности в частные руки, а сегодня действительно это в значительной степени банки, ну и прикрыться деньгами населения, что никакого пересмотра приватизации, потому что, вот смотрите, дядя Вася купил три акции Сбербанка, и теперь его права должны быть защищены, а поэтому никакого пересмотра, никакого восстановления законности быть не должно. Вот эта риторика понятна, разговоры понятны.
Вполне возможно, что Шохин намекает и на реприватизацию ранее национализированного, но национализация проходила в достаточно ограниченных масштабах, и она касалась тех приватизаторов, которые использовали свою собственность не в интересах России, которые не давали использовать свою собственность для поддержки СВО, насколько я могу судить, ну и были другие отдельные совсем уже яркие правонарушения. Так что реприватизация была настолько незначительной по масштабам, что эти объекты под определение "большой приватизации", как выразился господин Силуанов, она точно не попадает.
И я думаю, что Силуанов, когда говорил о том, что необходимо провести новый виток приватизации, имел в виду не совсем то, про что говорил Шохин: он имел в виду, скорее, приватизацию в интересах олигархических структур. Ну да, населением можно прикрыться, населению тоже что-то, может быть, с воза достанется.
Идёт ли речь про "большую приватизацию" и насколько это реально? Силуанов — это серьёзно. Я думаю, Силуанов не осмелился бы выдвигать такую идею, не получив волшебного импульса со стороны российского олигархата. Ну а российский олигархат сегодня оказывает очень большое влияние на принятие решений. Неслучайно три члена правительства при мне, в том числе отвечая на мои вопросы, из них два в зале заседания Государственной думы, объясняли свои странные действия волей российских олигархов. Так что, я думаю, что если эти господа говорят, что "мы этого хотим", то, скорее всего, нынешним исполнителям придётся это делать.