Арест имущества на 6 млрд — наноудар по Чубайсу
Имущество Чубайса и его советников на сумму 5,6 млрд рублей арестовал суд по иску "Роснано". Компания подала гражданский иск о взыскании с её бывших руководителей убытков, вызванных их решениями. Помимо Чубайса, арестованы активы бывших руководителей "Роснано": Юрия Удальцова, Олега Киселева, Бориса Подольского, Германа Пихои, Дмитрия Пимкина, Владимира Аветисяна и Николая Тычинина.
Принятые меры необходимы для предотвращения возможного вывода активов фигурантами, что могло бы существенно затруднить взыскание ущерба в будущем, подчеркнул суд. В то же время суд отказался принять обеспечительные меры в виде наложения ареста на денежные средства и иное имущество близких родственников ответчиков, о чем также просил истец.
Параллельно идут уголовные разбирательства по делам о злоупотреблениях полномочиями и хищении бюджетных средств. По версии следствия, в 2017 году для сокрытия неудовлетворительных результатов экономической деятельности в компании предприняли неправомерные действия по реклассификации финансовых обязательств. Используя искаженные данные отчетности, сотрудники госкорпорации предоставили единственному акционеру компании в лице РФ недостоверные сведения о ее якобы удовлетворительном финансовом положении. Это позволило избежать отзыва ранее выданных государственных гарантий, а также привлечь дополнительное финансирование. В результате государству в 2022-2024 годах пришлось выделить компании свыше 43 млрд рублей.
Но станет ли арест имущества на 5,6 млрд ощутимой мерой, если в целом бюджет потратил на "Роснано" порядка 400 млрд рублей, и мало кто может внятно ответить, на что они потрачены? К слову, сам Чубайс обвиняемым, насколько известно, не является. Своим мнением о ситуации в госкорпорации с Накануне.RU поделился первый заместитель председателя комитета Госдумы по экономической политике, депутат от КПРФ Николай Арефьев.
— Является ли для Чубайса арест этих средств ощутимым ударом, он испугается?
Вот это его последнее изобретение — "Роснано", мы всегда говорили о том, что никакого "Роснано" быть не должно, потому что, ну, нет у нас такой теории, и до сих пор эта теория [о нанотехнологиях] ещё не разработана до конца во всем мире. А у нас, видите ли, даже агентство создали "Роснано", через которое отмывались миллиарды и десятки миллиардов рублей.
Дело в том, что ещё когда он здесь был, всех его заместителей попересажали уже в тюрьму, а он остался на плаву — как же это, руководитель не знал, что его заместители воруют, а он оказался как бы в стороне, ему дали свободно выехать из страны? Он уехал в Израиль, сейчас я не знаю, где он, кочует из одной страны в другую, но самое главное, что ему дали уехать, его же не посадили под домашний арест, не ограничили в передвижении, дали уехать и тут же начали ворошить какие-то уголовные дела в отношении него.
— "Роснано" освоило около 400 млрд рублей с непонятной отдачей, а дело Чубайса пока что на 6 млрд — что делать с этим?
— А что с этим делать? Дело в том, что у нас таких детей лейтенанта Шмидта очень много.
Вот поверьте моему слову, скоро, вполне возможно, будет заведено и уголовное дело и по "Сколково", и по сочинскому агломерату тоже, потому что порой у нас какие-то проекты затеваются не для того, чтобы развить какую-то науку, что-то сделать, а для того, чтобы отмыть государственные деньги. Когда "Роснано" организовывали, нанотехнологии не были ещё разработаны, а у нас начали скважины бурить при помощи нанотехнологий. Ну надо же. Картошку пахать при помощи нанотехнологий. В космос запускать при помощи нанотехнологий.
А было все просто: достаточно к любому проекту прицепить слово "нано", как ты получаешь финансирование. Нет "нано" — не получишь финансирования никакого. А чтобы получить финансирование, надо дать откат? Вот таким образом различные пустопорожние совершенно проекты получали огромные деньги. Все это было известно всем, а особенно учёным. Учёные возмущались — почему на голом месте создали структуру государственную, которая отмывает колоссальные деньги и ничего не создаёт? Она ничего и не создавала.
У нас в советское время была академическая наука и были отраслевые научные центры, которые разрабатывали, ну, допустим, одни автомобили, другие самолёты, третьи вертолёты. Это были отраслевые научные учреждения. Потом их все позакрывали и говорят: давайте создавать какие-то непонятные около- или псевдонаучные организации, типа нанотехнологий, вот это вот "Сколково", какие-то вот непонятные вещи, которые до сих пор ничего не дали. Вот они существуют более 12 лет все, а никакого толку нет, ничего сколь-нибудь заметного не родили.
Вот то же "Сколково", допустим, теперь все научные проекты идут через них: они их регистрируют, и предполагается, что раз они зарегистрировали, значит, это их изобретение. А, на самом деле, они только зарегистрировали чужое изобретение, а сами палец о палец не ударили. Чтобы им богато жилось, в прошлом году приняли закон, что все оборудование, приходящее для инновационных технологий, должно таможенный досмотр проходить через "Сколково" и они должны освобождать от ввозных таможенных пошлин вот это инновационное оборудование. А на самом деле с какой стати таможенные функции стало выполнять у нас "Сколково"? А только для того, чтобы получать деньги.
А нанотехнологии ещё лучше. Такая наука есть, но разработок нанотехнологий не было и нет. А структура государственная существует.
— Наказания по делу Чубайса начались, вроде бы. Но означает ли это, что у нас будут закрыты всевозможные кормушки для таких, как он?
— Да ничего не будет, у нас ничего не меняется. У нас разграбиловка и растащиловка — это национальная политика России?
Вот сейчас учёные бьются, ко мне обращались, круглый стол мы сделали по космической энергетике. Вот китайцы уже сегодня построили приёмную станцию для приёма энергии из космоса и собираются в этом году в космосе разместить поля из солнечных батарей размером в два гектара, и с этих полей будет собираться электроэнергия, и по лазерному лучу будет поставляться в приёмную станцию земли. Такая теория у нас тоже есть.
Японцы работают очень эффективно, американцы работают, а мы вот эту реальную идею никак не хотим воплотить, никак, ни копейки не хотим дать. И в правительство я писал, и круглый стол делали. Это же ведь учёные, не рационализаторы-изобретатели, которые изобрели вечный двигатель — это учёные-энергетики, которые разработали, и считают, что это действительно возможно. Ну так давайте сделаем государственную программу? Нет, не будем. Вот нанотехнологии надо сделать, безусловно, и "Сколково" нужен, и "Сириус" нужен — никаких проблем! Только, кроме расходов, мы от этого ничего не видим?
А если взять космическую энергетику, я не энергетик, но я уже вник в эту проблему — мы можем создать такие поля солнечных батарей, что нам придётся отключить все атомные электростанции, все гидростанции и все тепловые, и нам электроэнергии хватит. Тем более что по лучу — либо по высокочастотному, либо по лазерному — мы сможем энергию доставлять без провода сразу на Чукотку, сразу в Анадырь, сразу во Владивосток — куда угодно, сразу. Не будем линии электропередачи тянуть. Мы освободим реки от плотин, там рыба будет водиться, как Волга была всегда кормилицей, а теперь болото стало.
Но вот — не хотят, потому что государственного мышления ни у кого нет.