Telegram вышел на новый уровень сотрудничества с российскими властями
7 апреля Telegram заблокировал крупнейший анонимный канал "ВЧК-ОГПУ"* (внесен в реестр иноагентов Минюста РФ). Канал имел более 1 млн подписчиков и публиковал компромат на российских чиновников, олигархов и силовиков.
Его авторы заявили в своем резервном аккаунте, что администрация мессенджера удалила канал по требованию российских властей. Также авторы опубликовали постановление Таганского районного суда Москвы от декабря 2024 года по административному делу в отношении Telegram из-за нарушения порядка ограничения доступа к информации.
В декабре 2024 года Таганский районный суд Москвы обязал Telegram удалить "ВЧК-ОГПУ"* за публикацию "информации, направленной на дестабилизацию общественно-политической обстановки и дискредитирующей органы власти РФ и ВС РФ", а также оштрафовал одного из создателей канала Александра Шварева** за отсутствие маркировки иноагента. Ему назначили штраф в 30 тысяч рублей.
Шварев** был журналистом "Росбалта". В конце 2019 года его объявили в международный розыск и заочно арестовали по делу о вымогательстве в особо крупном размере.
Прецедент блокировки по решению суда информационно-политического канала с миллионной аудиторией вывел сотрудничество Telegram с российскими властями на новый уровень и фактически ознаменовал собой завершение эпохи мессенджера как полностью неподцензурной в РФ площадки.
Политолог Константин Калачев согласен, что владелец Telegram Павел Дуров пошел навстречу российским властям, заблокировав "ВЧК-ОГПУ"*. После этого возникает вопрос, войдет ли такое сотрудничество в систему, или же удаление специфического канала, публиковавшего "сливы" — разовая акция?
"Я не могу заглянуть в голову господину Дурову, но прецедент, очевидно, создан. Теперь остается только наблюдать, будет ли эта линия продолжена и будут ли по представлению РКН блокировать и другие каналы, что, конечно, резко изменит позиции Telegram в России. Сейчас Telegram считается независимой площадкой, на которой представлены все точки зрения. Превратится мессенджер в инструмент исключительно пропаганды или не превратится, вопрос открытый", — говорит политолог в беседе с Накануне.RU.
Трудно сказать, мог ли за этим каналом стоять кто-то из числа силовиков или представителей элиты, рассуждает он. Но тот факт, что в рамках подковерной борьбы время от времени кто-то кого-то сливает, очевиден.
"Самый свежий пример — накаты на бывшего губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева. Это классический пример, как можно использовать соцсети для того, чтобы сделать политика токсичным. Не знаю, кто стоял за этим каналом — какая-то часть информации могла быть фантазийно-фейковой. Однако в существовании "борьбы компроматов" сомнений нет", — констатирует Константин Калачев.
Telegram начинает большую чистку анонимного сектора и можно предположить, что в будущем мессенджер разделится на "светлую" и "темную" зоны, прогнозирует директор Центра развития региональной политики, политолог Илья Гращенков.
В светлую зону перейдут те, кто соблюдает российское законодательство и выполняет требования по деанонимизации и регистрации в РКН. В темной части мессенджера останутся такие каналы как "ВЧК-ОГПУ"*, которые будут ликвидироваться, а их владельцы будут постоянно создавать клоны в виде новых резервных каналов. Спокойно существовать на уровне других каналов им, видимо, не дадут.
"При этом я думаю, что окончательно вычищать Telegram-поле тоже не в интересах властей, потому что сейчас там сложилась медиа-среда, когда людям интересно читать этот мессенджер. Власти сами борются за влияние в Telegram, но если они его сделают стерильным, то интерес к нему пропадет, и чиновники сами потеряют хорошую медиа-площадку. Поэтому тут нужен филигранный подход", — полагает Илья Гращенков.
Однако удаление анонимного канала по решению суда не означает, что Telegram перестал быть независимым. Просто между независимостью и вседозволенностью всегда есть понятная грань, отмечает политолог — например, "ВЧК-ОГПУ"* специализировался прежде всего на компроматах и сливе данных, в том числе чувствительных.
"Сам Telegram тоже не хочет повторить в России судьбу YouTube и всех тех, кого рано или поздно заблокируют, поэтому он вынужден идти на определенные компромиссы. В принципе я не вижу ничего страшного, если Telegram станет более респектабельным и избавится от теневой части. При этом властям самим невыгодно перегибать палку и превращать его в "Одноклассники" по уровню контроля", — говорит собеседник Накануне.RU.
Если вспомнить характер публиковавшейся в заблокированном канале информации, то удивительно, что он вообще так долго просуществовал, отмечает политолог. Либо у канала были какие-то покровители, которые не хотели его удаления — в таком случае это часть теневой борьбы разных влиятельных структур, потому что у всех, так или иначе, есть свои сетки Telegram-каналов; либо действительно только сейчас удалось договориться с Telegram об удалении, рассуждает Гращенков.
* внесен в реестр иноагентов Минюста РФ
** физическое лицо, признанное в России иностранным агентом