17 Апреля 2025
search

Трамп объявил "День освобождения"

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
Реклама от YouDo
erid: LatgBUeC9
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Ключевая ставка столкнула авторынок в кювет

На днях в Сети появилась информация о том, что "АвтоВАЗ" временно приостановит выпуск автомобилей Lada Granta. По данным издания Avtograd, последний рабочий день на линии Granta запланирован на 25 апреля. В период с 28 по 30 апреля персонал будет получать две трети от своих окладов и тарифных ставок, а на первую декаду мая сотрудников предприятия отправят в отпуск. Возобновление производства намечено на 12 мая. Вынужденный простой планируется использовать для переоснащения сборочного конвейера под выпуск новой модели — Lada Iskra. Однако если этого не удастся сделать в установленные сроки, простой могут продлить.

В марте 2025 года продажи LADA упали на 33% по сравнению с прошлым годом за аналогичный период, сообщила пресс-служба "АвтоВАЗа". Глава компании Максим Соколов винит в этом высокую ключевую ставку, ужесточение условий выдачи кредитов со стороны ЦБ и демпинг из-за стоков иностранных авто, ввезенных в прошлом году.

На этом фоне telegram-канал Mash сообщил о том, что АвтоВАЗ якобы скрытно сокращает производство из-за затоваривания и провала продаж машин, а руководство задумалось о приостановке работы завода в Тольятти. Правда, слухи о сокращении производства в компании опровергли.

Фото: Накануне.RU

Фото: Накануне.RU

Тем не менее, сложно отрицать, что удорожание себестоимости производства, высокие проценты по кредитам и неподъемная конечная цена для потребителей действительно снижают спрос и бьют по рентабельности российского машиностроения. Дело коснулось не только рынка легковых авто.

Прибыль "КамАЗа" упала почти в 30 раз из-за дорогих кредитов и конкуренции с китайскими машинами. По итогам 2024 года крупнейший российский производитель грузовиков заработал всего 731 млн руб. Тогда как в 2023 году – 20,4 млрд руб. В отчете компании говорится, что рост процентных ставок по кредитам сильно повлиял на чистую прибыль – как и увеличение налогов. За год кредитный пакет "КамАЗа" вырос почти на четверть.

А в конце марта стало известно о затоваренных складах "Ростсельмаша", технику которого не покупают аграрии. Причины все те же: высокая ставка по кредитам и сворачивание господдержки. По словам совладельца предприятия Константина Бабкина, сейчас завод производит примерно в три раза меньше комбайнов и тракторов, чем год назад. Полугодовой запас тракторов и комбайнов остается нераспроданным.

Падение рынка легковых автомобилей в марте 2025 года по сравнению с мартом прошлого года составило 45%, грузовых автомобилей — 60%, рассказали Накануне.RU в Ассоциации "Российские автомобильных дилеры" (РОАД).

По прогнозам ассоциации, по итогам 2025 года рынок легковых автомобилей может упасть на 37% (с 1,6 млн. до 1 млн. единиц), а грузовых — на 50% (с 124 000 до 62 000 единиц). Это повлечет тяжелые последствия как для организаций авторитейла и потребителей, так и для авторынка в целом, включая дезорганизацию дилерских сетей и массовые увольнения сотрудников — без работы могут остаться около 150 тыс. человек.

Участники рынка сходятся во мнении, что ключевой причиной наступления темных времен в отрасли стала политика Центрального банка.

Если сравнивать первые три месяца 2025 года и первые три месяца 2024-го, падение продаж составило почти 30%, что очень много, говорит член совета директоров ГК "Автополе" Сергей Вайнер. Главная причина такого положения дел кроется в высокой ключевой ставке.

"Она привела к удорожанию автокредитов для потребителей. Чтобы купить автомобиль, человеку нужно взять кредит по ставке 27, 28 или 30% годовых. Для очень многих людей, планировавших купить автомобиль в кредит, покупка стала физически неподъёмной. Месячный платёж по кредиту стал слишком большим", — объясняет эксперт.

Ко всему прочему, в своем стремлении "остудить рынок" Центробанк ужесточил условия для одобрения кредитных заявок. Хотя доля желающих взять кредит уже и так уменьшилась из-за неподъёмных процентов, банки стали чаще отказывать по кредитным заявкам. Заявок на кредит стало меньше, и одобрять их тоже стали меньше. Естественно, продажи в кредит упали.

С другой стороны, упали продажи и за наличные. Потому что очень много наличных средств, которые потребители планировали вложить в покупку автомобиля, были "вымыты" с рынка в пользу банковских вкладов.

"Повышение ключевой ставки привело к повышению ставок по банковским депозитам. Ещё недавно было реально вложить деньги в банк под 22-25% годовых. Для огромного количества потребителей это очень высокая доходность. Чтобы получить 22-25% от своих сбережений, не надо ходить на работу — это дополнительный пассивный доход. Можно внести 1 млн рублей и получить через год 220-250 тыс. А с вложенных в банк 5 млн накопится целый миллион рублей", — обращает внимание собеседник Накануне.RU.

В результате очень многие потребители, имевшие планы купить автомобиль за наличные, отложили покупку по причине того, что им гораздо выгоднее положить деньги в банк под проценты, а не покупать автомобиль, который моментально начинает терять в цене.

Фото: Накануне.RU

Фото: Накануне.RU

Еще одно пагубное воздействие ставки рефинансирования проявилось в резком удорожании заёмных средств для автодилеров. Для них стало нерентабельно обслуживать склады с автомобилями.

"Ставка по коммерческим кредитам приблизительно 28-30% годовых, то есть больше 2% в месяц. При этом дилерская маржа составляет приблизительно 5-6%. Если я храню на складе товар в течение двух месяцев и продаю через два месяца, даже не давая никаких скидок, я ничего не зарабатываю, потому что вся маржа уходит на обслуживание заёмных средств, вложенных в этот склад", — говорит эксперт.

Бизнес-модель этого не выдерживает, поэтому дилеры с августа-октября прошлого года вынуждены распродавать складские запасы — обслуживать вложенные в склад заёмные средства стало очень дорого. Отсюда небольшой выбор товара в части цвета, комплектации и моделей.

Косвенное влияние на падение спроса оказало и повышение утилизационного сбора, заложенное вплоть до 2030 года. Его цель в том, чтобы максимально мотивировать автопроизводителей к организации локального производства своих автомобилей в России. Чем больше доля локализации в произведённом автомобиле, тем больше правительство компенсирует сбор. При определённой глубине локализации компенсация будет достигать 90% и более.

Но в моменте, поскольку все-таки большинство автомобилей на рынке пока импортные, повышение утильсбора, случившееся 1 октября 2024 года, привело к массированному повышению розничных цен, отмечает Сергей Вайнер.

Сейчас начинает появляться новая причина торможения спроса. Из-за того, что ставка держится довольно давно, а ЦБ уже несколько раз сохранял её уровень, на рынке сформировалось новое ожидание — ожидание снижения ставки. Теперь большая часть потребителей, особенно планирующих покупать в кредит, будут сидеть и ждать ее понижения, которое приведёт к понижению стоимости коммерческих кредитов, указывает член совета директоров ГК "Автополе".

Что касается слухов о возможных сокращениях производства "АвтоВАЗа" и приостановки выпуска отдельных моделей, то не исключено, что они могут стать реальностью, отмечает он.

"АвтоВАЗа" тоже касаются проблемы, связанные со ставкой автокредита и выводом с рынка наличных средств. Повышение утильсбора, понятное дело, меньше всего затрагивает эту компанию. Хотя в себестоимости производства все равно "сидит" обслуживание заёмных средств, которое для "АвтоВАЗа" так же подорожало, как и для других участников рынка.

"Возможно, они примут решение об ограничении, либо о закрытии производства в отдельных сегментах. Но для "АвтоВАЗа" проблема падающего спроса наименее болезненна, потому что компания до сих пор сидит в достаточно эксклюзивных сегментах. Сидит уверенно и монопольно. И конкуренции у него, по большому счёту, как не было, так и нет", — констатирует Сергей Вайнер.

Фото: Накануне.RU

Фото: Накануне.RU

Генеральный директор ГК АВТОДОМ Андрей Ольховский отмечает, что в целом продажи не падают, они находятся ниже запланированных показателей планов на год, исходя из того, что автодилеры установили план продаж в 1,4 млн автомобилей. После 3-х месячных итогов рынок оценивается в 1 млн проданных автомобилей.

Однако причины снижения активности покупателей эксперт называет те же — все деньги отправили в депозиты и получают по ним 21%, понимая, что с покупкой автомобиля можно подождать.

"С этим бороться не надо и не получится. При снижении ключевой ставки банка России до значений в районе 10-12 % рынок кредитования физлиц будет на уровне 15% и тогда активность будет восстановлена и даже с запасом перекроет текущие уровни", — считает он.

Хотя рост ключевой ставки ЦБ привел к снижению объемов кредитования в сравнении с прошлым годом, в то же время уровень продаж в кредит на уровне 60% от всех проданных новых автомобилей в 2025 году — это достаточно высокий показатель в условиях высоких ставок, добавляет Ольховский.


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11


Архив материалов

апрель     2025
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
31 01 02 03 04 05 06
07 08 09 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11