ПРОолимпийские игры
В решающем раунде голосования среди членов МОК, определивших столицу зимних Олимпийских игр 2014 года, российский Сочи победил корейский Пхенчхан с разницей в четыре голоса. По сравнению со вторым и первым турами Сочи получил по сравнению с Пхенчханом "плюс шесть". И эти люди наверняка определились "на флажке". Так что приходится констатировать, что, при всей колоссальной работе заявочного комитета в последние годы, победу Сочи вырвал именно в Гватемале. Вырвал за счет презентации и бесед Владимира Путина с влиятельными членами МОК. Говорили даже, что Путин "завербовал" шейха Катара, который обладает немалым авторитетом в МОК. Да и само выступление Владимира Путина, по единодушному мнению, оказало неизгладимое впечатление на тех, кто сомневался в искренности российской заявки.
******
А буквально накануне этого, ставшего в итоге для России радостным, мероприятия, Владимир Путин посетил США где в довольно непринужденной обстановке пообщался с обоими Джорджами Бушами. И в ходе этой встречи Президент России сделал американскому Президенту предложение, которое вызвало больше недоуменных вопросов, чем внятных и все объясняющих ответов.
Он предложил использовать совместно с США не только РЛС в Габале (Азербайджан), но также строящуюся на юге России станцию по предупреждению ракетных пусков. |
******
Сегодня всякому трезвомыслящему ясно – американцев интересуют именно русские ракеты. И Путин, и Сергей Иванов не раз уже заявляли это открытым текстом. И Путин, очевидно, добивается, чтобы Буш признал то, что и так всем очевидно. Чтобы Буш назвал вещи своими именами, чтобы прямым текстом сказал — да, мы опасаемся России и защищаться собираемся от нее, а совсем не от мифических ракет Ахмадинеджада или кустарно сделанных, далеких ракет КНДР.
Оправдан ли был такой ход?
Нужно ли России попадание в список стран-изгоев?
Разумеется, нет, и речь здесь идет вовсе не об этом. Суть российских предложений (которые, заметим, раз от раза все обширней и сложней) в том, чтобы заставить Буша признать "прицел на Россию", но признать как ошибку и тут же исправить с минимальными репутационными потерями. Впрочем, вера в то, что нынешняя администрация Белого дома (учитывая геополитические реалии) пойдет хоть на какой-нибудь, пусть самый малый попятный, очевидно ничтожна - максимально стремясь к нулю.
Может быть, именно поэтому Путиным и была продемонстрирована готовность пойти на жертвы весьма сомнительного свойства – ведь надо быть, скажем так, совершенно зашоренным оптимистом, чтобы с ходу, сплеча (как поспешили отметиться некоторые депутаты Госдумы) объявить, что и этот шаг - "совместное использование РЛС" - пойдет исключительно на пользу обороноспособности России. |
Надо полагать, что Путин четко понимал - США от ПРО в Европе не откажутся, а значит, и его предложения ни к чему Россию обязывать не будут. Что, собственно, Кремль накануне весьма недвусмысленно и подтвердил:
Первый вице-премьер РФ Сергей Иванов заявил, что российские предложения по ПРО останутся в силе только в том случае, если США откажутся размещать элементы ПРО в Чехии и Польше. “Предложения России реализуемы только в одном случае — если американская сторона сочтет целесообразным их рассмотреть и принять”, — сказал Сергей Иванов. “Если планы по размещению элементов ПРО в Чехии и Польше останутся в силе, одно с другим не сочетается, плохо сочетается, никак не сочетается”, — заявил он. |
Между тем правительство Чехии накануне утвердило место размещения элемента американской противоракетной обороны (ПРО) - радиолокационной станции (РЛС). Ее планируется установить у населенного пункта Мишов, в 65 км к юго-западу от Праги. Место, где предполагается установить радар, находится на территории военного полигона Брды в двух километрах от Мишова. Одновременно было принято решение о предоставлении возможности американским и чешским экспертам проводить в Мишове техническое измерение необходимых для создания РЛС параметров. |
После чего, казалось бы, вопрос по "совместному использованию РЛС" можно снимать с повестки дня в принципе как "никак не сочетающийся". А, значит, вроде бы и инициатива Путина оказывается вполне оправданной – как еще раз разоблачающей "агрессивную природу американского империализма". Без всяких, так сказать, побочных эффектов.
Да, все это выглядело бы так, и никак иначе, если бы не маленькое, субъективное, но порождающее лично у меня некоторую тревогу – одно НО. А именно – сама озвученная готовность (пусть даже гипотетическая) поступиться некоторыми принципами государственной безопасности России – никак не может добавить лично мне, ее гражданину, патриотического энтузиазма. Потому что от такого предложения мне немедленно повеяло духом времен ЕБНа, когда разнузданные господа вроде Бакатиных и Козыревых сдавали США все подряд, через край и сверх всякой меры. Сдавали так, что даже американцы изумлялись – ребята, так не делается.
Мне возразят – не надо сравнивать. Тогда - это было тогда, а сегодняшнее предложение Путина жестко привязано к условию отказа США от ПРО в Европе, в то время как ТОГДА никаких условий Россией не выдвигалось в принципе – сдавали все оптом и исключительно "безвозмездно, то есть – даром" (даром для страны, разумеется, а не для самих сдающих). Это, конечно, оно так, но тут ведь, граждане, такое дело… Политика – это такая штука, в коей большую роль играют не только уже совершенные или вот-вот должные быть совершенными действия, но и в не меньшей степени – декларации о намерениях. И когда заявляется о том, что руководство России В ПРИНЦИПЕ готово поступиться некоторыми гарантиями государственной безопасности – это никак не может улучшить моей уверенности в будущем благополучном существовании моей горячо любимой Родины.
******
Может быть, именно поэтому и комментарии специалистов на этот счет по сей день звучат одновременно и слишком осторожно, и не слишком убедительно. Вот что сказал, например, Алексей Сигуткин, заместитель главы думского комитета по обороне: "Мы пока не вышли на тот уровень сотрудничества, когда можно создать совместную систему ПРО. Можем взаимодействовать по отдельным ее частям. Речь не идет о создании совместной системы, речь о совместном использовании станций и информации с созданием центров... Эти элементы могли бы быть встроены в международную систему, которая работала бы на США, РФ и другие страны. Станция будет работать, часть информации в рамках достигнутых договоренностей будет передаваться в центры. Мы будем тоже иметь информацию от США".
Вот и попробуй пойми – хорошо это для России в итоге, или – все таки не очень.
Итак, дипломатия Путина в итоге оказывается игрой на поражение (пусть и не такое явное с точки зрения сегодняшнего дня)? И да и нет: ведь есть еще один, американский взгляд на эту игру. |
Попробуем понять, зачем Бушу локаторы в Чехии и Польше? Точно ли Америка опасается, что Россия соберется однажды нанести ядерный удар? Нет, конечно. Помимо прочего, Бушу нужна точка умеренной конфронтации, пугалка для обывателя, которому не привыкать опасаться русских. ПРО – гениальная в этом плане находка: это не настолько страшно, чтобы вновь нырнуть в холодную войну, но и недостаточно невинно, чтобы новая Россия, становящаяся все более самоуверенной и заметной, просто проглотила бы эту американскую пилюлю. Путин, намекающий на асимметричный ответ, — прекрасная телекартинка для американского обывателя, а для неоконов – повод порассуждать в еженедельных колонках о том, что рано еще хоронить недобитого медведя, что Россия не менее опасна для США, чем Советский Союз, и, главное, что у власти в США должны остаться люди смелые, решительные и не готовые эту проблему игнорировать.
К тому же и российской власти внутри страны нужно то же самое. Неплохо накануне судьбоносных выборов напомнить обывателю, что у России два союзника — армия и флот, что всякий друг в любой момент может оказаться врагом… |
И с этой точки зрения проблема ПРО – приятная и выгодная для обоих президентов игра в планетарные поддавки. Только вот главное для нас в этой локальной игре – не заиграться бы…
******
Но в целом, повторюсь, получалось, что однозначные оценки последним предложениям Путина Бушу по вопросу ПРО вот так, с ходу, дать было действительно сложно – хотя бы в силу того, что не просматривалось по-настоящему внятных доводов в пользу действительной выгодности оных для России (скорее – даже наоборот). Впрочем, как не было и однозначной, стопроцентной уверенности в том, что происходящее – это сугубо ошибочный ход, способный в одночасье сломать сложившуюся ситуацию в продолжающейся геополитической шахматной партии не в пользу нашей страны.
Затруднение в оценках вызывалось хотя бы потому, что не были понятны действительные мотивы такого резкого потепления интонации в общении у российского президента по отношению к президенту американскому: ведь о том, чем руководствовался Путин (а значит – каким именно образом следует трактовать его инициативы), мы могли только гадать – с той или другой степенью уверенности, не более. |
В конце концов, мы же не обладаем сверхъестественными способностями господина Белковского, уже долгое время посредством спиритических сеансов уверенно вещающего, что на самом деле Путин думает, и, более того, что он будет думать в ближайшем и даже отдаленном будущем (потому как для всякого уважающего себя спирита временные рамки – суть материя, на которую можно с легкостью необычайной плюнуть и растереть). Правда, во всех этих ритуалах политического спиритизма постоянно наблюдается один, но явный изъян, – транслируясь через голову сего записного политоракула, мысли президента на выходе с пугающей регулярностью перерождаются в сплошную гнусь и этакое торгашеско-местечковое сребролюбие. Что само по себе заставляет усомниться в проценте действительных мыслей Путина, загадочным образом выуживаемых господином Белковским из энергетических потоков Космоса (и направленных аккурат на его гениальную залысину, разумеется). Равно как заставляет усомниться и в том, есть ли вообще в транслируемых Белковским "мыслях Путина" вообще хоть что-то, помимо натуральных желаний и хотений самого господина политического спирита.
******
Но то, что было непонятным и необъяснимым два-три дня назад, стало предельно очевидным и ясным как день накануне.
Потому что именно олимпийская презентация Сочи была конечным – и главным – пунктом путинского маршрута – и накануне (еще до того, как оформилась победа России) это стало окончательно очевидно. |
Именно этим, и ничем иным и объяснялась трогательная и умиротворенная, иначе не скажешь, атмосфера пребывания Путина на семейном ранче у Буша.
"На вертолете действующий российский и бывший американский президенты прилетели в поместье, где их уже ожидали Джордж Буш-сын с женой Лорой, и мама главы США Барбара Буш. Стоя на крылечке деревянного двухэтажного особняка, Лора Буш заботливо застегивала расстегнувшуюся пуговицу на рубашке своего рассеянного супруга, - пишут "Новые Известия". - Обстановка была просто идиллическая. Вокруг на лужайках играли дети – в поместье проводит лето весь многочисленный клан Бушей, – рядом бегала пятнистая собака… Когда приехал Владимир Путин, в отличие от Бушей, без своей второй половинки, то Лора Буш свою заботу переключила и на гостя. Она поправила ему завернувшийся воротник пиджака. А Кондолиза Райс, часто гостящая в поместье почти что на правах родственницы, вообще чуть ли не бросилась к Владимиру Владимировичу на шею..." |
Действительно - картина получилась полна неземной благодати и умиротворения.
В итоге Путин накануне важнейшего, решающего этапа борьбы за Олимпиаду предстал перед телевизионщиками (интерес которых к нему как раз накануне его визита в Гватемалу был особенно велик) не жестким "Владимиром Мюнхенским", а душевным, улыбчивым и добродушным человеком. Человеком, с которым приятно общаться. |
Что ему максимально и требовалось продемонстрировать в преддверии сложнейшего последнего раунда в борьбе за Олимпиаду. Тем более, как сейчас понятно, риск проиграть в итоге был не так уж и мал – и это как минимум. Но именно поэтому российской командой во главе с Путиным задействованы были все средства и все возможные способы. Ведь - кто не рискует - тот не пьет Шампанского. |
В итоге – российская ставка таки сыграла. И Путин, к явному неудовольствию его недоброжелателей, уже готовых было выпустить в него тучи злорадных стрел в случае поражения оказался в роли безоговорочного победителя на белом коне.
А вопрос РЛС.. Так его - через некоторое время - можно будет легко отыграть: мы-то мол предлагали, а товарищи волки - опять за свое...
Вместо Р.S. Трижды олимпийская чемпионка Ирина Роднина уже категорически заявила: Олимпиаду-2014 должен открывать только Путин.
А открывают Олимпиады, по устоявшейся традиции, только руководители государства.
Будем посмотреть.