Работа над ошибками природы: Волго-Дону - 55
27 июля Волго-Донскому судоходному каналу (ВДСК) исполняется 55 лет. На самом деле, днем рождения канала вполне может считаться 31 мая 1952 г. – именно в этот день между первым и вторым шлюзами соединились воды Волги и Дона, а на следующий день началось движение судов. 27 июля – день присвоения каналу имени В.И. Ленина. То, что не удалось Селиму II и Петру I, удалось Иосифу Сталину – две великие реки соединили 101 километр рукотворного водного пути, 13 шлюзов, 10 часов в пути, две триумфальные арки, пять морей и тысячи строителей – заключенных, пленных немцев и просто приехавших по распределению и комсомольским путевкам, 150 млн кубометров вычерпанной земли и 3 млн кубометров уложенного бетона. Наглядное доказательство того, что человек может поворачивать реки и изменять природу. И вот совпадение – именно в юбилейный год появился проект строительства второй ветки Волго-Дона – в десятки раз длиннее первой, в десятки сложнее и дороже (пленных и политзаключенных уже не подключишь). Но если необходимость ВДСК была доказана самой историей – здесь издревле существовали "переволоки", здесь не один российский (и не только) правитель пытался исправить ошибку природы, то необходимость "второй очереди" эксперты ставят под сомнение. 55 лет Дон (находящийся на 44 м выше) делится своей водой с Волгой. Захочет ли он поделиться еще с кем-то?
В музее истории ВДСК сохранился документ, за подписью Иосифа Сталина, первый пункт которого гласит: "Обязать Министерство внутренних дел (т. Круглова) организовать в 1948 году необходимое количество лагерей для строительства Волго-Донского водного пути". Сколько именно лагерей нужно создать – не указывается. Несмотря на то, что к 1948 г, когда началось строительство, в стране уже имелся опыт создания искусственных водных артерий, проект все равно был очень сложным в инженерном смысле. Практически неограниченная рабочая сыграла свою роль – канал был построен за рекордные 4,5 года – мировая практика гидростроительства еще не знала таких темпов. К примеру, Суэцкий канал в Египте, длиной 164 км, строился более 10 лет, а Панамский канал, разделивший Северную и Южную Америку строили 34 года, при том, что длина его составляет всего 81 км.
Для справки: Сегодня на ВДСК работают 1780 сотрудников. Управление ВДСК обслуживает 1514 км водных путей и гидротехнические сооружения на них: шлюзы и межшлюзовую ГЭС Волгоградского гидроузла на Волге; Волго-Донской судоходный канал протяженностью 101 километр с 13 шлюзами и 3 насосными станциями; на Дону — шлюзы Цимлянского гидроузла, Николаевский и Константиновский гидроузлы; Воронежский гидроузел на реке Воронеж. Продолжительность навигации на Волго-Донском канале составляет 220 суток; пропускная способность канала — 16,5 млн т грузов в год. В Единой глубоководной системе внутренних водных путей этот канал является транзитным участком, соединяющим регионы Европейской части России и бассейны Балтийского, Белого, Азовского, Черного и Средиземного морей. В настоящее время по каналу перевозится 4 млн т грузов в год, в основном это нефть и нефтепродукты (до 50%), а также сера, химические и минеральные удобрения. Всего за втремя существования канала было произвелено 4,4 млн шлюзований, пропущено 430,4 тыс. судов, перекачано 56 млрд куб. м воды, перевезено 329 млн т грузов.
Канал начинается в Красноармейском районе Волгограда и заканчивается в районе города Калач-на-Дону. Его протяженность составляет 101 км, из них 45 км проходит по водохранилищам. Глубина - не менее 3,5 м. Для прохождения полного пути из Волги в Дон суда должны пройти 13 шлюзов, разделенных на Волжскую шлюзовую лестницу (высота 88 м, состоит из девяти однокамерных однониточных шлюзов) и Донскую шлюзовую лестницу (высота 44 м, состоит из четырех шлюзов такой же конструкции). Габариты шлюзовых камер - 145x18 метров. Расстояние между шлюзами различно: от 700–800 метров до 20 км. В районе станицы Цимлянской была построена плотина, она перекрыла течение Дона и дала возможность создать искусственное водохранилище – Цимлянское. Системой насосных станций воду поднимают на водораздел, откуда она самотеком идет на волжский и донской склоны в трассу канала. Вдоль трассы канала созданы поселки, в которых живут рабочие, обслуживающие канал. Волго-Донской судоходный канал соединил пять морей: Балтийское, Белое, Азовское, Черное, Каспийское и связал между собой речные пути Волжского, Северо-Западного, Донского и Днепровского бассейнов. Канал прошел по засушливым степям и принес живительную влагу полям Волгоградской и Ростовской областей.
Кстати, нынешние идеи по строительству еще одного канала между Волгой и Доном, а также между Азовским и Каспийским морями далеко не новы. До 1917 г. было разработано более 30 проектов соединения двух рек. Все их можно было разделить на три группы: северную (соединение притоков Оки с притоками Дона), среднюю (которая, в итоге, и была воплощена в жизнь в виде ВДСК) и южную (соединение устьев Волги и Дона или непосредственно Каспийского и Азовского морей). Кто бы подумал, что к последней идее вернуться спустя более сотни лет! |
В советское время об идее строительстве канала вспомнили, когда началась разработка плана ГОЭЛРО. В 30-е годы был даже составлен проект канала, но его осуществлению помешала война – работы по проекту были продолжены только в 1943 г., и, наконец, в 1948 г. схему Волго-Донского комплекса утвердил Совет министров СССР.
Волго-Дон, как уже говорилось выше, в данный момент загружен далеко не полностью. И, казалось бы, с введением еще одного канала он рискует остаться "пустым". Однако в России в скором времени должно произойти еще одно знаковое событие, которое может серьезно отразиться как на ВДСК, так и на водном транспорте в целом.
Дело в том, что Россия активно стремиться вступить в ВТО, и, скорее всего, непременно это сделает, вопрос только когда. Вступление во всемирную торговую организацию означает открытие не только рынков, но и водных путей для иностранцев. Сегодня внутренние водные пути России закрыты для прохода судов под флагами иностранных государств. Но ситуация может кардинально измениться по мере интеграции в мировое сообщество. И этим иностранцы не преминут воспользоваться. Сегодня у России самая широкая сеть внутренних водных путей – около 100 тыс. км. Но пока они используются не на полную мощность. Например, доля грузов, перевозимых по этим путям, составляет около 4% от общего объема грузовых перевозок, осуществляемых транспортным комплексом страны, что значительно меньше, чем в ряде стран Европы. |
И в свете того, что Россия может стать полностью открытой для иностранцев, незагруженный Волго-Дон может стать одним из самых "лакомых кусочков" в глазах зарубежных компаний. Наша же экономика пока что ориентирована на транспортировку той же нефти по трубопроводам, да и судостроение у нас не в идеальном состоянии. Так что картина, когда под триумфальными арками ВДСК будут проплывать иностранные суда, представляется не такой уж невероятной. Хотя, возможно, все не так уж и страшно. Открытие судоходства для флота зарубежных стран будет способствовать и установлению прямых торговых связей, и бесперевалочной перевозке грузов из России в страны Западной Европы, Ближнего Востока и обратно, а также развитию туризма.
Но руководство региона и страны пока предпочитает думать о других перспективах. На праздновании Волго-Дона будет обсуждаться возможность строительства Волго-Дона-2. Для этого в Волгоград приедет министр транспорта РФ Игорь Левитин, который является одним из главных лоббистов этого проекта в Правительстве РФ. А сами волгоградские власти уже подготовили проект ВД-2, который намерены представить на экономическом форуме "Кубань-2007".
"На Международном экономическом форуме "Кубань-2007", который состоится в сентябре в Сочи, Волгоградская область впервые предложит инвесторам проект по реконструкции Волго-Донского судоходного канала – Волго-Дон-2. Его стоимость оценивается в 150 млрд руб. Суть проекта в том, чтобы создать альтернативный проход для судов водоизмещением 10 тыс. т, сейчас существующим сооружением могут воспользоваться только суда-"пятитысячники", - сообщили Накануне.RU в пресс-службе администрации Волгоградской области. Действительно, проблема есть. В те времена, когда канал строился, на огромные суда не рассчитывали, вернее, промышленность и технологии их не могли предоставить. Но теперь, спустя более полувека, проблема стоит остро. Другой вопрос, стоит ли рыть, если объем грузов будет как на ВДСК?
Кстати, Волго-Дон-2 нужно именно реконструировать, а не строить, поскольку его строительство было начато еще в 80-е годы прошлого века. Однако по вполне очевидным причинам строительство было заброшено. И вот теперь мега-стройку решили возродить на самом высоком уровне – об этом в своем послании к Федеральному Собранию в этом году сказал Президент РФ Владимир Путин. |
Но вот незадача – буквально в это же время президент Казахстана предложил свой проект – канал "Евразия", который соединит напрямую Каспийское и Азовское моря, при этом намекая, что если проект не будет реализован, Россия может потерять партнера и просто доброго соседа в лице Казахстана. Все это породило борьбу уже на региональном уровне внутри России – власти Астраханской и Волгоградской областей выступают, естественно, за Волго-Дон-2, а ростовские, калмыцкие и ставропольские лоббируют проект "Евразия" (подробнее об этих проектах, их реализации и возможных последствиях для России Накануне.RU расскажет в одном из следующих материалов).
Отмечать 55-летие Волго-Дона местные власти собираются широко. "Сопровождающих министра [Левитина] лиц, а среди них будут и его коллеги из стран СНГ, повезем по городу на автобусах "Волжанин" самого высокого класса, - заявил на одном из совещаний, посвященных подготовке к празднованию, замглавы администрации Волгоградской области Владимир Кабанов. – Пусть посмотрят, на каком уровне работают наши производители. Они непременно увидят и троллейбусы местного производства. Прокатим на теплоходе, который привели в идеальное состояние волгоградские мастера. Другими словами, впечатления от визита должны уложиться в простую формулу: если сделано в Волгограде, значит, качество – отличное".
Вот уж что правда, то правда - 55 лет ВДСК стоит, и, хотя проблемы есть (например, несколько лет назад на одном из шлюзов открылась камера, и со швартовых сорвало танкер "Санкт-Петербург"), отмечать все-таки есть что. На ВДСК откроют и освятят часовню и откроют памятный знак первому руководителю канала.
В России никогда не боялись замахиваться на большое, сооружать громадное, потом оглядываться и восхищенно недоумевать: "А это мы построили?!". Построили. И еще построят. Главное, чтоб простояло хотя бы столько, сколько уже простоял Волго-Дон. А лучше – дольше. |