Всем выйти из сумрака! Налоговики взялись за риэлторов
Риэлторы дождались. Только стоило Арбитражному суду Москвы вынести беспрецедентное решение по делу о вексельной схеме, с помощью которой одна из крупнейших компаний ЗАО "МИАН" продавала квартиры в новостройках, как налоговики взялись за рынок недвижимости. "Федеральная налоговая служба обращается ко всем лицам, которые располагают информацией о применяемых на рынке недвижимости схемах, с предложением о предоставлении налоговым органам на условиях конфиденциальности информации об организациях, применяющих подобные схемы и раскрытии содержания данных схем", - говорится в официальном сообщении ФНС.
Кто-то считает, что действия налоговых органов нанесут вред жилищной сфере, кто-то уверен, что проверки необходимы. Сами налоговики утверждают, что речь не идет о какой-то облаве, а это плановые работы. "Нет такого, что какую-то определенную категорию мы проверяем от и до. Когда-то проводятся проверки торговых организаций, когда-то – застройщиков", - пояснили Накануне.RU в пресс-центре Федеральной налоговой службы по Свердловской области.
Способов минимизировать затраты на налоги множество, но существует несколько самых типичных. Первой схемой пользовалось ЗАО "МИАН". Для получения прав на квартиры в строящихся домах покупатели должны были заключить с компанией договор инвестирования на строительство. Оплату по таким договорам компания принимала только векселями. Получив векселя, МИАН, купивший ранее у застройщика права на квартиры, уступал их покупателям, а векселя учитывал по цене значительно ниже номинала. Это позволяло компании занижать выручку и выводить деньги за квартиры в компанию, которая не платила с них налоги.
Как пишет "Коммерсант", помимо векселей используются страховые схемы, через которые совершается треть всех сделок. Стоимость квартиры в договоре между застройщиком и покупателем существенно занижается, а разница в цене компенсируется страховыми платежами, что позволяет застройщикам занижать налогооблагаемую базу.
Некоторые риэлторские агентства экономят не только на налогах от сделок, но и на зарплате специалистам. На сегодняшний день фирма-посредник состоит из директора, бухгалтерии и агентов, которые не числятся в штате и, соответственно, работодатель не платит налоговикам.
Но самым распространенным и легким способом сокрытия налогов является занижение реальной стоимости недвижимости. К примеру, квартира стоит 3 млн руб., а в договоре купли-продажи обозначается, что ее стоимость составляет 1,5 млн, таким образом налогов приходится платить в два раза меньше.
По мнению главного юрисконсульта юридического агентства недвижимости "Правовая основа" Натальи Поповой, маловероятно, что покупатель пойдет в налоговые органы жаловаться на действия риэлторов. Особенно, если сделка уже произошла. |
"Тогда встанет вопрос о законности сделки, поскольку она будет не соответствовать тем обстоятельствам дела, которое имеется. Как правило, люди юридическими познаниями не обладают, поэтому относятся ко всему снисходительно".
Конечно же, так действуют далеко не все риэлторы. Как считает руководитель отдела развития и продвижения "Praktic CB" Сергей Федоров, рынок недвижимости уже легализуется. "Ведутся налоговые проверки, не ведутся, рынок все равно двигался бы в сторону безналичных расчетов и легализации", - говорит Сергей Федоров. С его точки зрения наличие или отсутствие проверок не могут как-то положительно повлиять на ситуацию в риэлторской сфере. Руководитель отдела развития и продвижения "Praktic CB" полагает, что рынок недвижимости слишком децентрализирован, и в поле зрения проверяющих органов попадают более или менее значимые компании (тот же МИАН в Москве), а мелкие агентства, которые "перекладывает из стола наличную валюту", просто неинтересны налоговикам. Между тем, именно в мелких агентствах больше всего нарушений.
У этой медали существует еще одна сторона. Некоторые участники рынка считают, что грубое вмешательство налоговиков может дестабилизировать рынок и вызвать повышение цен на итак дорогое жилье. "Налоговые органы не всегда понимают специфику ведения бизнеса, это мы знаем, что, остановив процесс, все можно развалить", - продолжает Сергей Федоров. Не так давно в Екатеринбурге возникала угроза, что строительство около 2 млн кв. жилья может оказаться замороженным из-за обысков в Главархитектуре в городской администрации. Правоохранительные органы тогда изъяли документацию, и работа управления оказалась парализованной. Застройщики забили тревогу. Силовики довольно-таки быстро вернули все документы, поэтому опасность миновала. Но она реально существовала. Как заявлял Накануне.RU исполнительный директор Уральской палаты недвижимости Рустам Галлеев, если бы документы не были бы получены, а участки оказались замороженными, прошло бы значительное количество времени. С учетом того, что доля первичного жилья на рынке недвижимости составляет примерно до 30%, сокращение объемов строительства в совокупности с окончанием периода стабилизации и повышением спроса, могло бы спровоцировать непредсказуемый рост цен. Точно так же резкие действия налоговиков могут привести к неожиданным ситуациям.
Однако многие придерживаются той позиции, что налоговые проверки не являются чем-то из ряда вот выходящим, и каким-либо образом повлиять на рынок недвижимости не в состоянии. "Вряд ли это повлияет на ситуацию на рынке", - думает аналитик риэлторского информационного центра Гурам Тухашвили. "Когда есть факт неуплаты налогов – святая обязанность фискальных органов пополнять бюджет. Если действия налоговых органов направлены на выявления таких фактов, то это положительно. Главное, чтобы они не перегибали палку", - также заявляет президент ассоциации защиты прав предпринимателей и налогоплательщиков Свердловской области Александр Жилин.
"Как бы то ни было, другого способа сделать так, чтобы риэлторы не уходили от уплаты налогов, пока еще не придумали. Способ борьбы с теми, кто не платит налоги, через население у налоговиков весьма распространен, поскольку информацию о недобросовестных налогоплательщиках просто негде брать. Как искоренение формы оплаты труда в конвертах проблематично без работников предприятия, так и борьба с "серыми" риэлторскими схемами кажется странной без помощи клиентов агентств. , - добавляет Наталья Попова. С ней согласен и аналитик риэлторского информационного центра Гурам Тухашвили: "Вряд ли кто-то будет обращаться в налоговые службы". Несмотря на то, что выгода продавца очевидна, а вот покупатель может остаться, что называется, у разбитого корыта.
"Конечно, покупатель рискует и всевозможными способами, как то расписками об уплате, свидетелями, страхуется. Но если сделка расторгается, покупателю будет очень трудно доказать, что фактически передал большую сумму, поскольку расписка нигде не регистрируется", - заявила Накануне.RU Наталья Попова, но, по ее словам, многие не обладают юридическими знаниями, и поэтому соглашаются на "серые" схемы.