Покемоны наступают, Чебурашки - капитулируют?
Профессор психологии университета Дэйтона Кери Браун Кирчман выяснила, что игрушки и детские товары, отозванные или изъятые из продажи по соображениям безопасности, очень часто предлагаются покупателям Интернет-аукционов. По словам профессора, за 30 дней на одном из крупнейших Интернет-аукционов EBay она обнаружила более 140 изъятых из продажи опасных детских товаров. Их также можно приобрести на по меньшей мере 144 Интернет-аукционах, передает Associated Press.Нажиться на некачественных игрушках многие не прочь, ведь отзыв крупной партии игрушек, например, такой, о котором недавно заявил мировой гигант игрушечной индустрии американская компания Mattel, это не только и не столько подтверждение имиджа и репутации ответственного производителя, сколько огромные финансовые затраты, сопоставимые с теми, что несут автомобильные фирмы, отзывающие свою продукцию из-за обнаружения изъянов. В "детском" бизнесе все серьезно, и даже последнее время печально. Глава китайской фирмы "Ли Да Ваньцзюй" – той самой, партия игрушек которой была отозвана из США по причине высокого содержания свинца, покончил жизнь самоубийством. Китайские СМИ рассказывали, что Ли Шухун повесился на складе своего завода. Коллеги Ли Шухуна сообщили, что во всем погибший обвинил владельца по производству красок, которыми красили продукцию на заводе, и которые содержали большое количество свинца. Отзыв этой партии игрушек причинил китайскому заводу ущерб на сумму около $30 млн. Для фирмы это тяжелый удар, возможно ей грозит банкротство.
В связи с продолжающимися "околоигрушечными" скандалами между Китаем, пеняющим на свих американских заказчиков: мол, о нарушениях они все знали и давали молчаливое добро, и США, которые поспешили откреститься от китайских игрушек, недавно главный санитарный врач России Геннадий Онищенко предложил свой способ борьбы с некачественными иностранными (в первую очередь, китайскими) игрушками. "Нужно восстановить индустрию производства детских игрушек в нашей стране", - заявил глава Роспотребнадзора.
Тогда, по его словам, можно будет контролировать все, от начала до конца, а не вылавливать бракованные игрушки на российском рынке. "Имеющиеся 130 предприятий на всю Россию - это слишком мало", - отметил Онищенко. На бумаге идея прекрасна, но на практике сложно осуществима. На российских предприятиях не нужно вводить проверки – они и так тщательно контролируются, а при необходимости могут отозвать собственную продукцию. В плане качества к ним очень редко возникают претензии. Проблема не в качестве, а в количестве: до 70% игрушек на российский рынок поставляет Китай, еще около 20% приходится на игрушки из других стран, например, из Турции или Европы. И только порядка 10% игрушек мы производим сами. Нельзя сказать, что все иностранные игрушки не проверяются или являются контрафактными, однако с полной уверенностью в качестве игрушек можно сегодня говорить только о российских производителях.
Вообще-то, заявления Онищенко являются косвенным подтверждением того, что надзорные органы не справляются со своими обязанностями. При этом глава Роспотребнадзора никакой ответственности не несет за то, каким образом будет подниматься отечественная игрушечная промышленность. Как она будет субсидироваться, какие ей будут предоставлены льготы и преференции. А отвечающие за это органы вряд ли обрадуются, когда узнают, что для того, чтобы полностью обеспечить российский рынок российскими игрушками, объемы производства нужно увеличить как минимум в девять раз! |
Но и это еще не все. Для того, чтобы наши родители начали покупать именно российские игрушки, нужно обеспечить и им высокий доход, потому что российские игрушки дешевле европейских, но гораздо дороже китайских. И нужно понимать, что есть категория покупателей, которые при всем желании обеспечить детей качественными игрушками, просто не могут себе позволить покупать что-то, кроме китайского. По данным национальной ассоциации игрушечников России, доля покупателей игрушек среди наиболее обеспеченных семей в два раза превышает долю покупателей среди наименее обеспеченных слоев. Хотя тут тоже есть сдвиги. Сейчас при покупки игрушки родители в первую очередь обращают внимание на ее безопасность, на втором месте стоят развивающие функции, а цена, по данным НАИР, сейчас только на восьмом месте. Однако страна производитель откатилась еще дальше – на 10 место из 12 предложенных параметров.
Однако возрождение российской игрушки – это не только "санитарная" мера, но и социальная необходимость. Это прекрасно осознают и сами производители, но при этом лишь вздыхают и разводят руками, а между тем многие знаменитые российские игрушки теперь можно встретить только в музеях. 13 июля в единственном в России музее металлической игрушки "Радуга" в Верхней Пышме после реконструкции была представлена новая экспозиция. История самой фабрики "Радуга" весьма печальна. Завод был открыт в 1954 г. Именно здесь производили игрушечные модели автомобиля "Урал", а мечтой всех советских девочек была синяя кукольная кухня "Радуга", где в холодильнике включался свет, а из кукольного крана бежала вода. В 1960 г. 15 разновидностей игрушек уральского производства уже экспонировались на ВДНХ СССР. К началу 1970-х гг. "Радуга" стала безусловным лидером по ассортименту, качеству и объемам производства металлических игрушек. Для обеспечения качества продукции на предприятии были внедрены более 40 типов технологий, в 1975 г. за одну минуту выпускалось 79 видов игрушек, годичный объем производства превышал 10 млн штук. Игрушки, произведенные на "Радуге", по своим техническим и эстетическим качествам не уступали лучшим зарубежным образцам, поэтому игрушки из Верхней Пышмы насытили не только внутренний рынок, но и активно экспортировались далеко за пределами нашей страны. Однако в середине 90-х рыночная экономика круто повернула судьбу предприятия. Отечественная металлическая игрушка из-за дороговизны материала не смогла вписаться в рынок. Спрос на нее упал, и "Радуга" вынуждена была искать новый производственный профиль. В 2001 г. производство вошло в качестве филиала в организационную структуру ОАО "Уралэлектромедь" и стало выпускать металлические банки под лакокрасочную продукцию, тару для сыпучей продукции и пр. "Мы не занимаемся производством игрушки уже пять лет – с 2002 г. И возвращаться к этому производству мы тоже не собираемся. Это ситуация чисто экономическая. Эта игрушка не была конкурентоспособна на рынке", - рассказали Накануне.RU в "Радуге".
Между тем, из-за конкуренции со стороны китайской игрушки страдают и вполне успешные предприятия. Однако этот успех достается им непростой ценой, и особого оптимизма в голосе руководителей нет. "Нам принадлежит около 0,5% российского рынка игрушки. Это ничтожная доля. Российская игрушка не конкурентоспособная по цене. По качеству они у нас могут быть безупречными, потому что очень жесткие ГОСТы, и российские производители игрушек используют пластмассу отечественных заводов. А китайцы зачастую делают игрушки из переработанных отходов – у нас же просто нет технологий таких, и мы не имеем доступа к дешевому сырью. Красители, в основном, российские производители используют немецкие или бельгийские. Раньше использовали российские, но они недостаточно яркие, хотя они тоже качественные. Еще в производстве игрушек используется ручной труд, поэтому невозможно сделать так, чтобы цена у китайской и российской игрушки была одинакова, при условии, что основная часть китайских игрушек завозиться нелегально, конкурентная борьба здесь практически невозможна", - рассказал Накануне.RU заместитель директора челябинской фабрики игрушек ПК "Форма" Валерий Волков.
Другая сторона проблемы – к игрушкам не предъявляется практически никаких требований, за исключением безопасности. О том, что игрушка является важным элементом воспитания юного поколения россиян, вообще мало кто задумывается. Эксперты полагают, что у проблемы две стороны. Во-первых, полностью изолировать детей от иностранных игрушек невозможно, потому что они уже давно стали частью нашей жизни. Во-вторых, игрушечные герои часто появляются из литературных произведений или сходят с экрана кино и телевизора. Так что витрины, заваленные американскими Барби и японскими покемонами, это следствие, причина же кроется в отсутствии собственных героев, да и в целом собственных современных российских мультфильмов для детей. Ведь если на рынке популярен тот или иной национальный герой, то его рано или поздно начнет изготовлять тот же Китай. "Всегда есть мода на какие-то игрушки. Здесь нам можно сейчас порадоваться за то, что в России наконец-то появились первые наши лицензионные игрушки – Смешарики. Это целый мир зверей со своими ситуациями, со своей историей, и сейчас очень популярны такие игрушки, которые имеют свою историю. И, безусловно, будут такие игрушки продолжать появляться", - говорит президент национальной ассоциации игрушечников России Антонина Цицулина.
Недетские цифры: Российский рынок игрушек выглядит следующим образом: 40% занимают куклы и разнообразные плюшевые звери, 22% – конструкторы, 20% – видеоигры, 8% – технические игрушки и 10% – настольные игры и пазлы. Годовой оборот российского рынка детских товаров и услуг, по оценкам экспертов, колеблется в пределах $4,5–7,5 млрд.
Сейчас многие эксперты серьезно полагают, что "игрушечный" конфликт между Китаем и США является лишь поводом. На самом же деле, Штаты просто ищут повод прекратить экспансию дешевых китайских товаров в страну. И, согласно опросам, большая часть звездно-полосатой страны готова поддержать бойкот китайским товарам. Но Китай – это вам не Эстония и Латвия с их шпротами или сыром. Некоторое время назад американская писательница Сара Бонджорни попробовала поставить такой эксперимент – прожить год без китайских товаров. В итоге семейный бюджет быстро опустел, да к тому же за некитайскими товарами пришлось побегать. И это в Америке! Не патриотично прозвучит, но что было бы, если б в Росси в раз исчезли китайские товары. Игрушечные магазины опустели бы точно.
Однако в США не стоит так остро воспитательная сторона вопроса – там национальных мультяшных героев хватает. А вот в самом Китае с проблемой недавно столкнулись. "Игрушка всегда несла в себе огромный образовательный потенциал. Что такое игра? Это проигрывание какой-то ситуации: мы предвосхищаем взрослую жизнь, проигрывая ее. И игровая деятельность формирует будущего человека. Самый яркий пример показали китайцы. Именно они еще два года назад обеспокоились ситуацией со своей национальной игрушкой, после того, как специалисты показали им данные, согласно которым менялось мировоззрение у детей. 15 лет они жили на японских мультфильмах аниме. И тут же была принята программа, были брошен огромные деньги в развитие детской киноиндустрии, было подтянуто все, что касается игрушечной отрасли. Поэтому у них сейчас более или менее решена эта проблема. Мы же стоим на краю точно такой же громадной, глобальной даже проблемы", - говорит Антонина Цицулина. О ситуации, которая сложилась в российской современной мультипликации говорить не надо – несмотря на постоянные разговоры, обсуждение в СМИ и на различных уровнях власти, воз и ныне там. Что касается непосредственно производства игрушек, то здесь поддержку изготовители ощущают, но не той направленности, какой нужно бы.
"Поддержка от государства, конечно, есть, потому что у населения формируется негативное отношение к китайской продукции, хотя и это, если честно, не очень справедливо по отношению к ним", - говорит Валерий Волков. По хорошему, государство должно формировать положительное отношение к отечественным игрушкам, а не отрицание всего китайского на корню. Российские производители ухищряются кто как может, чтобы избежать конкуренции с китайскими игрушками. Например, переходят на производство игрушек крупных размеров. Китайцам просто невыгодно везти такие игрушки в Россию – слишком большими будут транспортные расходы, не говоря уж о контрабандистах, ведь большие игрушки не провезешь под двойным дном автобуса. Те же, кто все-таки вынужден конкурировать с китайцами, настроены весьма пессимистично. "При такой политике "жить" нам недолго осталось", - делает печальный вывод Валерий Волков.
Опыт Китая показывает, что решительные государственные меры и поддержка собственного производителя могут сделать свое дело. Но только вряд ли проблемы отсутствия собственных мультиков на экранах и любимых с детства героев на полках магазинов в Китае решает главный санитарный врач. У нас же, похоже, пока кроме Роспотребнадзора проблема мало кого волнует. А тем временем дети играют заморскими игрушками, а наши пылятся в музеях при заводах, которые вместо машинок теперь производят тару для красок. Хотя, наверное, если напрячь фантазию, можно и банками из-под краски играть. |