06 Января 2025
search

Сохранит ли Россия базы в Сирии?

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgC2F8p
Услуги профессионалов: http://remont.youdo.com/carpentry/balconies/sheathing/ тут.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Общество В России

Ученые: О принадлежности хребта Ломоносова России говорить рано - на исследования нужны годы

"Арктика наша!" – такими заголовками накануне пестрели все средства массовой информации. Буквально все со ссылкой на замдиректора ВНИИ Океангеология Виктора Поселова написали, что "ученые доказали принадлежность хребта Ломоносова к Сибирской континентальной платформе, а это значит, что теперь Россия может претендовать на Арктику". Причем множество СМИ совершили грубую ошибку, написав, что такие выводы ученые сделали по пробам, поднятым со дна северного полюса в ходе экспедиции "Арктика-2007", которую теперь также называют экспедицией Чилингарова. Такими сообщениями журналисты только позабавили иностранцев да и всех здравомыслящих людей.

Во-первых, даже если бы по пробам последней экспедиции можно было определить, является ли подводный хребет Ломоносова продолжением России, то времени, прошедшего с начала исследований, недостаточно. Однако у многих сложилось мнение, что российские ученые, словно погадав на карте, вдруг сделали выводы, да еще и журналистам похвастались. Однако в действительности все оказалось иначе. Виктор Поселов, действительно, рассказал одному из информагентств о предварительных результатах, однако не экспедиции Артура Чилингарова, в ходе которой люди впервые опустились на дно Северного полюса, а совершенно другой.
Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Однако дыма без огня не бывает. Предварительные результаты действительно обнадеживают, но для того, чтобы делать окончательные выводы, потребуется, возможно, не один год. Более того, по словам ученых, экспедиция "Арктика-2007" на Северный полюс вообще не имела большого значения для исследования хребта Ломоносова. О том, из-за чего вышла путаница, о том, сколько денег нужно, чтобы определить принадлежность хребта Ломоносова, кто на что в Арктике претендует и когда же все-таки будут результаты в интервью Накануне.RU рассказали заместитель директора ВНИИ Океангеология Виктор Поселов и заместитель директора по геологическому направлению института океанологии РАН Леопольд Лобковский.

Виктор Поселов: Нам руководство вообще теперь запретило общаться с вашими коллегами (журналистами – прим. Накануне.RU), потому что мы к утверждениям, которые появились в прессе, никакого отношения не имеем и вообще ничего подобного не говорили. Просто на меня все время ссылаются – я был научным руководителем этой экспедиции.
Я к экспедиции Чилингарова никакого отношения не имею, я даже не знаю программу этой экспедиции. Имелась ввиду другая экспедиция, которая была организована федеральным агентством Роснедра и проходила в мае-июне этого года. Эта экспедиция была нацелена именно на получение материала для обоснования российских границ. Она была не на Северном полюсе, а только до 84 градуса северной широты. По хребту Ломоносова проводились комплексные работы. Это были плановые работы, без всякого ажиотажа, в соответствии с теми рекомендациями, которые дала нам специальная комиссия.

Вопрос: В вашей экспедиции брались пробы? Какова была ее цель?

Виктор Поселов: Да, там был очень широкий комплекс работ. Проводилось глубинное зондирование, эарогеофизические работы, большой объем донных проб делался. Я вот как раз был руководителем этих работ. Естественно, там не одна, там десятки проб взято. Материалы, конечно, требуют комплексной обработки. Год будут обрабатываться материалы, и только тогда мы будем делать какие-то выводы.

Еще раз повторю – это были две разные экспедиции, и задачи у них были разные. Во всяком случае, у нас была чисто целевая экспедиция. И подчеркну, что у нас спорных территорий в Арктике нет! Ни с Канадой, ни с Данией, ни с США, ни с кем. И хребет Ломоносова никто не оспаривает. Фото: www.un.orgВсе руководствуются конвенцией ООН по морскому праву, которая разграничивает морские пространства. Есть критерии, по которым каждая страна готовит свои материалы. И мы не пересекаемся с ними. Они не претендуют на российский сектор, мы не претендуем на канадский и датский. Поэтому никаких противоречий тут нет – каждая страна работает по своей проблеме.
А заявки уже подали десятки стран – как появилась коммерция, то каждое прибрежное государство пытается установить свою юрисдикцию на расширенный континентальный шельф. Так и Россия поступает, и Канада, и Дания, и Норвегия. Единственная страна, которая не ратифицировала конвенцию, это США.

Вопрос: Какие материалы необходимы для определения принадлежности хребта Ломоносова к тому или иному тектоническому образованию?

Виктор Поселов: Прежде чем проводить глубинное бурение, нужно провести целый комплекс геолого- и геологофизических исследований. Это зондирование, нужно изучить осадочный чехол, нужно изучить тектонические особенности района, и потом уже только переходить к бурению. Бурение – это очень дорогостоящая операция, она стоит миллионы долларов. Поэтому сейчас преждевременно говорить о бурении, нужно сначала обработать собранные материалы, а потом уже выбирать точки под бурение.

Вопрос: Насколько реально по пробам грунта, взятым на дне Ледовитого океана, определить принадлежность хребта Ломоносова к Сибирской континентальной платформе?

Леопольд Лобковский: Проба грунта, которая была взята экспедицией Чилингарова, практически не имеет отношения к исследованию принадлежности хребта Ломоносова. Эта проба грунта взята с поверхности – с глубины нескольких метров, ее можно исследовать на состав и так далее, но она ничего ровным счетом не скажет о принадлежности хребта.

Вопрос: А есть ли в таком случае другие методы, с помощью которых можно определить принадлежность хребта Ломоносова?

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Леопольд Лобковский: Такие методы есть. Это сейсморазведка, в конце концов, прямое бурение. Но все эти методы – дорогостоящие, долговременные. Бурение на несколько километров вести очень сложно. Нужно специальное буровое судно, а такого судна у России сейчас нет. Это большая программа лет на десять, очень дорогостоящая. Поэтому то, что сейчас говорится, что хребет принадлежит России, не соответствует реальности.

Вопрос: А насколько велики запасы нефти на территории, на которую сейчас претендует Россия?

Леопольд Лобковский: Нефти там много, но гораздо больше нефти на нашем арктическим шельфе. Конечно, доказать, что хребет Ломоносова принадлежит России, это очень важно, но запасы нефти там еще не до конца определены. Это уже проблема будущего, и, скорее, геополитический вопрос. Нефтегазовые месторождения на нашем шельфе очень большие.

Вопрос: После нашей экспедиции и США, и Канада также отправили своих исследователей на Северный Полюс.

Леопольд Лобковский: Они сделали это после нашей экспедиции, но не специально, просто так совпало. На самом деле эти экспедиции тоже давно готовились. Конечно, хорошо, что мы стали первыми, но на результаты исследований и на определение принадлежности хребта Ломоносова это вряд ли повлияет. Мы первыми оказались в космосе, но это не значит, что он нам принадлежит.

Вопрос: А какие еще исследования сейчас проводит ваш институт?

Леопольд Лобковский: У нас вообще головной институт по исследованию океана. Наши экспедиции и исследования сейчас много где проходят – и в Арктике, и на Каспии, и на Черном море, и на Балтийском. Практически, на всех морях. 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС