Против лома нет приема, или можно ли обезопасить свое авто?
Почти как в фильме "Угнать за 60 секунд". Профессионалы своего темного дела, кому по плечу любая суперсовременная сигнализация, и бетонный тщательно охраняемый бокс. Они привыкли ездить в элитных автомобилях и не совершают ошибок. Есть и другие. Трудные подростки и местные алкаши, ночью ковыряющиеся отверткой в дверном замке старенького "жигуленка". Их умения хватает ровно на то, чтобы достать внутренности машины, соединить провода и проехать с "ветерком". Скорее всего, их скоро найдут и накажут. А маскировке первых смог бы позавидовать Штирлиц, поэтому поймать такую банду "профессионалов" не так-то просто. Может быть, поэтому число угонов в России неуклонно растет.
Недавно в Сургуте произошел редкий случай: из автосалона угнали восемь дорогих иномарок ("Мерседес-Бенц", "Субару-Трибека", "Тойота Лэнд-Крузер", "Лексус", "БМВ"), часть из которых были новыми, часть – почти новыми. В настоящее время четыре подозреваемых в столь дерзком преступлении задержаны, поиски еще, как минимум, четверых, ведутся. Семь из угнанных авто найдены. Шесть нашли почти сразу же в гаражах недалеко от места совершения преступления, еще одну обнаружили чуть позже на территории Сургута.
Как удалось узнать Накануне.RU, совершить преступление похитители смогли без особого труда. В момент угона в здании автосалона никого не было, так как охранники напились водки и разошлись. Автомобили не стояли на сигнализации, и, несмотря на то, что были закрыты, применения каких-либо технических средств для взлома дверных замков не понадобилось, так как ключи находились в том же здании. Угонщики знали, где именно. Вместе с автомобилями они похитили и сейф с 1 млн руб. |
"Угон готовился заранее, подозреваемые знали, что охранники отлучались. Они вряд ли были в сговоре с угонщиками, это был не первый случай, когда охранники уходили с рабочего места. Злоумышленники этим воспользовались", - рассказал Накануне.RU заместитель начальника криминальной милиции УВД по ХМАО-Югре Геннадий Пастущук. Он отметил, что подозреваемые и ранее попадали в поле зрения милиции. "Думаю, на их счету есть аналогичные преступления", - говорит Геннадий Пастущук. Он добавил, что столь массового угона в Сургуте еще не было.
Этот случай уникален со всех сторон. Во-первых, из автосалонов машины редко похищают, поскольку то же самое без лишнего шума можно сделать в более удобном месте. Во-вторых, и в главных, часть подозреваемых удалось найти, тогда как обычно профессиональных воров автомобилей вычислить не получается, не говоря уже о том, чтобы поймать. "Профессионалов поймать практически невозможно", - признается начальник отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УВД по Екатеринбургу старший лейтенант милиции Сергей Гилев. На его практике таких удач не было, ведь профессиональные угонщики имеют такую технику, которая сотрудникам ГИБДД даже не снилась.
Организатор движения автомобилистов России Виктор Похмелкин На вооружении у преступных групп самая современная техника. Они прекрасно маскируют свою деятельность. Для того, чтобы противостоять этому, нужна не меньшая организация и политическая воля, которая отсутствует. Если раньше угоны были акциями индивидуумов, то сегодня это отдельный, очень серьезный вид криминального бизнеса, где действуют мафиозные группировки, в которые входят и те, кто совершает угон, перепродает автомобили, и представители государственных структур, в том числе, и правоохранительных органов, которые все это прикрывают.
К сожалению, стопроцентной гарантии того, что машину не угонят, сегодня не может дать никто. Снять автомобиль с сигнализации для профессионала не проблема. Автовладелец сам дает злоумышленникам такую возможность в тот момент, когда ставит авто на защиту. В это время похититель находится неподалеку со специальным сканером, который считывает частоту сигнала и затем, как только обладатель машины уходит, той же частотой отключает "пищалку". Профессионалы не тратят время на то, чтобы открыть замок, так как у них под рукой всегда есть развертка – заготовка ключа из прочного материала, которая вставляется в дверной замок, проворачивается, и срывает его. А уж завести машину – это вообще, как говорится, дело техники.
Если считать сигнал с брелока сигнализации каким-то образом не удается, есть еще множество способов угнать. Как рассказывает Сергей Гилев, многие автовладельцы, пытаясь поставить машину на сигнализацию, в тот момент, когда это не удается, махают на все рукой, закрывают любимое авто и уходят. Они, конечно же, думают, что сигнализация сломалась. Что же, возможно и такое, а еще вероятно, что рядом притаился тот же угонщик и с помощью специального устройства просто заблокировал сигнал.
Кроме того, по словам заместителя гендиректора по связям с общественностью компании "Альтоника" Виктора Панюкова, мошенники нередко пытаются выманить владельца из автомобиля, чтобы затем, отвлекая его внимание, угнать машину. Типичными сценариями является имитация неисправности автомобиля (к днищу авто привязывается какая-нибудь железяка, которая гремит в дороге), либо имитация ДТП (пока автовладелец разбирается с виновником аварии, его авто угоняют; угонщики часто поджидают, пока владелец выйдет из автомобиля, чтобы закрыть или открыть гараж (при этом обычно ключи остаются в замке зажигания).
Как отметил Накануне.RU представитель ассоциации противодействия угонам транспортных средств Владислав Берент, угонщики точно также, как и автодилеры, тщательно изучают электрику новых автомобилей, анализируют, куда могут установить противоугонные системы.
Кроме того, существует самый простой и банальный способ угона, как кража. В одной связке с похитителями авто зачастую работают карманники, которые в торговом центре, либо магазине, просто тихонечко вытаскивают связку с ключами. Пока человек занят совершением покупок, его похищенное авто уже находится в безопасном месте. Кстати, с начала этого года в Екатеринбурге со стоянок около торговых центров было угнано 40 автомобилей. Лидером стал ТЦ "Мега", откуда ушло 14 машин, на втором месте - многоярусная парковка ТЦ "Гринвич" (шесть авто). Угоны происходят вопреки наличию охраны и камер слежения. Машин так много, что, само собой, нескольким охранникам за ними уследить нереально. О чем тут можно говорить, если в первое время после открытия "МЕГИ" екатеринбургские автолюбители заявляли в ГИБДД об угоне, а потом оказывалось, что они просто перепутали место, где оставляли автомобиль.
Если на охрану надежды мало, то, казалось бы, на камеры слежения можно понадеяться, ведь там-то зафиксировано, кто открывал авто. Однако дело в том, что изображение настолько плохого качества, что разобрать лицо человека просто нереально. |
Еще одним местом, где можно если не угнать, так подготовить машину, является автосервис. По словам Владислава Берента, в недобросовестном сервисном центре с автомобилем могут произвести манипуляции, которые затем, при любом удобном случае, позволят его увести. А заместитель гендиректора по связям с общественностью компании "Альтоника" Виктор Панюков отмечает, что владельцу автомобиля после получения своего авто есть смысл сделать простую проверку за воротами техцентра: попробовать завести двигатель, не имея при себе электронную метку или не прикладывая палец к сканирующему устройству. Если двигатель все же заведется, значит в процессе ремонта автомобиль подготовили к угону. Этот нехитрый тест актуален для транспондерных (система узнает владельца по электронной метке ) и биометрических (отключение блокировок двигателя производится после успешного опознавания отпечатков пальца хозяина авто) систем.
По данным замначальника криминальной милиции УВД по ХМАО-Югре Геннадия Пастущука, не столь редки случаи, когда машины пропадают с охраняемых автостоянок. Можно догадаться, что без охранников дело не обходится.
Существует некая закономерность, которая имеет свои исключения: чем больше времени и энергии похититель затратил на угон, тем дороже автомобиль. Но предпочтения воров изменчивы как мода. Так, ГИБДД Москвы опубликовало хит-парад самых угоняемых автомобилей. Первое место занимает Volkswagen Passat. Второе место досталось BMW 5-series. На третьем месте обосновался популярный в России внедорожник Chevrolet Niva. Следом идет Nissan Primera, обогнавший две модели Toyota – Rav4 и Camry. Автомобили перегоняют в другие регионы или даже страны и там продают, либо используют на запчасти.
Топ самых угоняемых авто Екатеринбурга выглядит несколько скромнее. Среди местных угонщиков популярны переднеприводные автомобили ВАЗ, а также джипы, типа "Тойота Лэнд-Крузер". С последним – отдельная история. За февраль, март и апрель в городе было угнано 35 таких авто.
Сотрудники милиции склонны полагать, что речь идет об организованной преступной группировке. "По неподтвержденным источникам был заказ на 40 машин. Насколько это правда, никто пояснить не может. Угонщиков поймать не удалось. Единственное, из всех похищенных иномарок удалось найти две, и то, они были оборудованы спутниковой системой навигации", - говорит начальник отделения по розыску полка ДПС ГИБДД УВД по Екатеринбургу старший лейтенант милиции Сергей Гилев. Кроме того, в настоящее время в районе ВИЗа систематически угоняются десятки, 11-ые, 12-ые, 14-ые и 15-ые модели ВАЗа. Возможно, здесь также орудует одна или несколько преступных групп. |
Если профессионалов поймать можно благодаря их ошибке или счастливой случайности, то с малолетними любителями быстрой езды на чужих автомобилях проще. Так, в Екатеринбурге было задержано три банды по несколько человек в каждой, которые угоняли "Жигули". Всем задержанным менее 20-и лет. На одну из банд удалось выйти, когда экипаж патрульной службы обнаружил две автомашины с признаками угона, а затем заметил "шестерку", пытавшуюся скрыться. Это ей сделать не удалось. Молодые люди похищали машины не ради наживы, а просто, чтобы покататься. Такие случаи нередки. "В начале лета угоняли отечественные автомобили, приезжали в лесопарковую зону и поджигали", - замечает Сергей Гилев про другую группу угонщиков.
От таких похитителей может защитить обыкновенная сигнализация и внимательность. "Угонщики пользуются недосмотром, халатностью самих автовладельцев. Кто-то забыл поставить машину на сигнализацию, кто-то поленился поставить установленную механическую блокировку", - добавляет представитель ассоциации противодействия угонам транспортных средств Владислав Берент. Кстати, в правилах дорожного движения прописан такой пункт, что автовладелец обязан обеспечить сохранность своего транспортного средства. Элементарно забыв закрыть машину, может оказаться так, что угонщика привлечь к ответственности сложно.
"Проходил мимо, вижу открытый автомобиль, сел посидеть, машина поехала. Пришлось рулить" – такие нелепые объяснения, порой, убеждают судей. Бывали случаи, когда похитителей оправдывали. |
Итак, если автомобиль недорогой, то от группы похитителей спасут обычные средства защиты. Если нет, то, как бы печально ни звучало, не спасет, скорее всего, ничто. Однако есть способы снизить вероятность, что угнан будет именно ваш автомобиль. Одним из таких способов является маркировка, когда на лобовое стекло помещается обозначение, что авто промаркировано, на каждую деталь машины специальным маркером наносятся отдельные номера. Эту маркировку можно увидеть лишь с помощью специального оборудования. Поскольку вокруг множество немаркерованных автомобилей, угонщик выберет их. Можно обезопасить свое авто, установив секретную кнопку, не нажав на которую, машина просто не заведется. И третьим эффективным способом является оборудование автомобиля спутниковой охранно-поисковой системой. В случае несанкционированного проникновения в машину на место тут же выезжают правоохранительные органы. Если же они не успевают, все равно есть большой шанс найти авто.
И, наконец, есть один безотказный способ защитить если не машину, то себя от ущерба. "Единственной гарантией возврата денег является страховка", - заявил Накануне.RU организатор движения автомобилистов России Виктор Похмелкин. Конечно, вероятность, что машину похитят, не так велика. Например, за семь месяцев в Екатеринбурге было угнано 1 тыс. 135 автомобилей, тогда как в городе несколько сотен тысяч машин. Но береженого, как известно, бог бережет.