УВЗ стал "локомотивом": сход вагонов невозможен?
Крупнейший танкоград на планете, занесенный за свои внушительные размеры даже в книгу рекордов Гиннеса, официально стал локомотивом целой отрасли. Накануне Президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании ОАО "Научно-производственная корпорация "Уралвагонзавод". По сути речь идет о бронетанковом холдинге, идея которого вынашивалась и лелеялась много лет. По замыслу, в холдинг войдут 20 организаций, среди которых девять предприятий, семь научно-исследовательских институтов и четыре конструкторских бюро. Бронетанковый холдинг объединят практически все головные предприятия, которые занимаются разработкой, созданием, обслуживанием бронетанковой техники: танков, самоходных установок, артиллерии. Названия тех, кто будет работать под "крылом" самого успешного российского машиностроительного завода, официально огласят через две недели, когда премьер-министр Михаил Фрадков подпишет все необходимые документы. Это процедура является необходимой формальностью, но не устранит возникшее противоречие: де-факто бронетанковый холдинг уже существует и даже работает, де-юре – сроки завершения его формирования теряются в далеком будущем.
В настоящее время "Уралвагонзавод" является Федеральным государственным унитарным предприятием, но, согласно указу Президента, должен быть акционирован. 100% акций будет принадлежать государству. В корпорацию "Уралвагонзавод" войдут как акционерные общества, так и ФГУП, которые также должны пройти процедуру акционирования. Переход предприятий на "биржевые" рельсы планируется осуществить в течение одного года.
"Акционирование необходимо. ФГУП – неэффективная форма собственности", - отметила в разговоре с Накануне.RU аналитик ИК "Ренессанс Капитал" Марина Алексеенкова.
Справка Накануне.RU: "Уралвагонзавод" был построен в 1931 году как составная часть Урало-Кузбасского угольно-металлургического комплекса. В 1030-е годы впервые в отечественной практике начал производить саморазгружающиеся полувагоны, литые тележки, чугунные колеса и многое другое. В годы Великой отечественной войны за два месяца было налажено производство танков Т-34. За военные годы здесь было выпущено 35 тыс. танков. Сегодня "Уралвагонзавод" производит знаменитые "летающие" танки, часть из которых поставляется за рубеж. Вторая, "гражданская" составляющая производства – железнодорожная продукция, главным заказчиком которой являются ОАО "Российские железные дороги". В настоящее время завод выпускает около ста наименований продукции, среди которых военная техника, дорожно-строительные машины, специализированные вагоны, железнодорожные цистерны. Годовой доход предприятия составляет более 22 млрд руб., здесь работают 35 тыс. сотрудников.
Известно, что сначала в холдинг войдут ФГУП, среди которых "Уралтрансмаш", "Завод №9", УКБТМ. Затем предприятия, контрольный пакет акций которых у государства (Каменск-Уральский литейный завод, "Электромашина"). Затем остается самое сложное – включить в бронетанковый холдинг предприятия, где государственного пакета практически нет. К таковым относятся "ЧТЗ-Уралтрак", а также ОАО "Мотовилихинские заводы". Если с первыми вопрос вроде бы решен, то со вторым все намного сложнее. Как писал в свое время "Коммерсант", представители собственников завода открыто высказывались против вхождения в корпорацию "Уралвагонзавод". Председатель совета директоров МЗ Евгений Ковалев заявлял, что машхолдинг был построен по принципу замкнутого цикла и какое-то время может работать без привлечения каких-либо материальных ресурсов. Кроме того, номенклатура выпускаемой продукции МЗ значительно шире той, которую предлагает "Уралвагонзавод". "Если мы вливаемся в холдинг, то, что тогда будут у нас делать другие составляющие?", - задавал риторический вопрос Евгений Ковалев.
Удалось ли государству переубедить собственников завода, станет известно через две недели. Однако этот пример весьма показателен и говорит о том, насколько непросто идет процесс формирования бронетанкового холдинга. Как сообщил Накануне.RU источник в одной из госструктур, несмотря на то, что Указ Президента издан, ряд документов до сих пор недооформлены, поскольку существуют определенные сложности. |
"Ситуация, действительно, непростая. Нужно, чтобы кто-то добровольно дал акции в управление государству, либо продал. Чтобы провести дополнительную эмиссию, нужно сделать переоценку ценностей. Юристы предлагают оценить под акции производство, землю и так далее, а интеллектуальная собственность, которая вкладывается в производство, никак не отражена", - отмечает собеседник Накануне.RU. К слову, подписание всех необходимых документов ожидалось еще в мае нынешнего года, однако из-за возникших проблем этот процесс затянулся.
Если с предприятиями, находящимися в частной собственности, пока не все ясно, то у государственных заводов просто нет иного выбора, кроме вхождения в корпорацию "Уралвагонзавод". И, как отмечают эксперты, многие заводы, особенно те, положение дел на которых оставляет желать лучшего, заинтересованы работать в корпорации.

Само собой разумеется, что за один день, и даже месяц вхождение в корпорацию невозможно, собственно, поэтому ФГУПы начали к этому готовиться задолго до Указа Президента. "Все давно обо всем знают, процесс идет уже года два. Практически все предприятия знают о планах развития и по ним работают", - сказал Владимир Кукарских. |
Эту мысль подтверждает и заместитель директора по финансам и экономике ФГУП "Завод №9" Константин Мысик: "Мы как работали в связке с "Уралвагонзаводом", так и будем работать. Принципиальных изменений я не вижу. Порядка, может быть, станет больше, поскольку появится "папа" в виде "Уралвагонзавода", который сможет в пределах корпорации давать указания предприятиям-смежникам, которые что-то нам поставляют. К вхождению в холдинг готовимся уже больше года".
Однако несмотря на желание "Завода №9" войти в холдинг, возник ряд серьезных проблем, связанных, в первую очередь с акционированием. Дело в том, что вся земля и имущество были переданы в бессрочное пользование ФГУП "Завод №9", (тогда

"Земельный вопрос" является лишь одной из многих проблем, неизбежно возникающих при акционировании. Как отметил Константин Мысик, юристам есть над чем работать. Но в том, что все вопросы будут решены, у него сомнений не возникает. Впрочем, процесс объединения и создания вертикально интегрированной структуры никогда не бывает простым. Пусть еще не до конца проведены все необходимые процедуры, определенный эффект от корпорации "Уралвагонзавод" уже есть. Так, по словам замдиректора по финанам и экономике завода №9, сейчас на предприятии идет модернизация производства на деньги, полученные УВЗ от Чешского Экспортного Банка.
"Мы видим, что интеграция нам необходима, чтобы в дальнейшем снизить себестоимость нашей продукции и создать совместные программы технического перевооружения этих предприятий. На УВЗ будет возлагаться функция локомотива, чтобы он вытягивал всю промышленность", - заявлял гендиректор УВЗ Николай Малых, когда идея о создании бронетанкового холдинга даже еще не была закреплена на бумаге...