Судите, да не судимы будете
Говорят, что время расставляет все на свои места. А еще говорят, что есть правда на земле. Накануне оба эти правила были, если не опровергнуты, то поставлены под большое сомнение. Постарался швейцарский судья Райнер Холер. Он долго думал – целых три месяца, и вот, наконец, решил: только четверо из восьми сотрудников компании "Скайгайд" (Skyguide), находившихся под следствием по делу авиакатастрофы над Боденским озером, "частично виновны". Остальных оправдали. Самый суровый приговор составит 12 месяцев тюрьмы условно с отсрочкой на два года.
Адвокаты подсудимых приговором недовольны и будут настаивать на полном оправдании подзащитных. Вот такое оно – европейское правосудие в действии. А на другой чаше весов - 71 человек, в том числе 49(!) детей, жизни которых оборвались пять лет назад просто потому, что диспетчер дал неверную команду. Того диспетчера, как и российских детей, уже не вернуть – в 2004 году Петера Нильсона, дежурившего в ту ночь, убил Виталий Калоев, семья которого – жена и двое детей – погибла в катастрофе.
Через год после убийства швейцарский суд осудил Калоева на пять лет и три месяца, а когда летом этого года адвокаты Виталия попытались ходатайствовать о его досрочном освобождении, суд и слышать ничего не пожелал. Думается, что Виталию Калоеву, у которого больше нет семьи, нет большой разницы, где коротать жизнь, оставленную без смысла - для человека, потерявшего семью, даже чистое поле под голубым небом покажется тюрьмой. Про такие случаи говорят – бог ему судья. Но ведь остались еще сотни других родственников, которые ничего преступного не совершали, которые очень надеялись, что виновные будут наказаны по всей строгости. И что же мы видим? Виновные гуляют на свободе, а несчастный (потому что нет у него больше "части" – все его "частички" погибли пять лет назад) Калоев сидит в тюрьме.
Диспетчеры, среди которых был и напарник Нильсона, спавший во время того рокового дежурства, вели себя поистине "достойно": все сваливали на покойного коллегу и себя виновными так и не признали. Не было в зале суда и ни одного родственника погибших в авиакатастрофе. Об этом "Комсомольской правде" рассказал председатель правления общественной организации родственников погибших "Рейс №2937" Зульфат Хамматов.
"То, что их признали виновными – уже хорошо, это вызовет определенный резонанс, - рассказал газете один из родственников погибших Владимир Савчук, – Но за смерть 71 человека это просто смешной срок! Они тянули этот процесс пять лет. За это время у них изменился закон – раньше они бы два с половиной года тюрьмы получили".
Но самое интересное в этом странном судебном процессе, где, речь как будто идет не о человеческих жизнях, а о головках швейцарского сыра, украденного из магазина, это то, что на скамье подсудимых в итоге оказалось не руководство компании, а менеджеры среднего звена. Например, руководитель цюрихского отделения "Скайгайда", проектировщик компании, отвечающий за исправность телефонных линий и т.д. Конечно, эти люди виноваты, а значит, должны быть наказаны (правда, швейцарское правосудие, как видно, придерживается другого мнения), но детские жизни уже не вернешь, и из печальной истории нужно бы сделать вывод, чтоб другим не повадно было. Однако руководство компании не несет никакой ответственности, перекладывая ее на плечи нижестоящих сотрудников, те тычут в могилу Нильсона, а на кого ему показать пальцем? Может показаться абсурдным, но вина руководителей "Скайгайда" в том и состоит, что в катастрофе виноват только один человек – диспетчер, слишком поздно подавший команду, да еще и не верную. Потому что не будь он в тот момент один – катастрофы, возможно, не случилось бы.
Но таких истин, похоже, швейцарское правосудие не принимает. Виноват должен быть кто-то конкретный - Калоев так Калоев, Нильсон так Нильсон. Неважно, что один уже давно мертв, а для второго неизвестно еще что лучше – жизнь или смерть. Главное – найти виновного. Суд нашел, суд с работой справился. Можно и шоколаду пойти поесть. В деле катастрофы над Боденским озером поставлена точка, но такая она непонятная, такая по-человечески несправедливая, что очень хочется, чтобы она оказалась запятой. |
"Приговор, вынесенный сотрудникам "Скайгайда", похож на то, когда человек надул щеки и выпустил воздух. Это не более чем условная формальность, особенно, если учитывать, что судебное решение состоялось через пять лет. Если бы суд вынес приговор через год после трагедии, произошедшей в швейцарском воздушном пространстве над Боденским озером, то и случившегося с братом Виталием, наверное, можно было бы избежать. Нынешнее решение суда – это показуха", - сказал в разговоре с "Интерфаксом" брат Виталия Калоева Юрий.
По его словам, согласно материалам первого тома уголовного дела, "следователи настоятельно рекомендовали швейцарскому правосудию не передавать главного обвиняемого - диспетчера, который корректировал движение самолетов, российским судьям, тем самым подчеркивая его вину". И это те самые европейцы, которые считают, что, например, представь России тысячу доказательств, они все равно не осудят того же Лугового, но засудят и диспетчера, и Березовского, да вообще любого - им только волю дай. А вот в Швейцарии все очень справедливо – за "непреднамеренное убийство" там дают 12 месяцев условно, за преднамеренное – пять лет. При этом у сотрудников "Скайгайд" было и смягчающее обстоятельство – ранее они не были судимы (можно подумать, Калоев, отец двух детей-отличников - уголовник-рецидивист!). Еще один забавный факт. Одного из обвиняемых оштрафовали на 90 дневных заработков. Пожалуй, он немного потеряет, ведь в "Скайгайд" платят мало (один из аргументов защиты диспетчеров – прим. Накануне.RU).
Адвокаты диспетчеров будут добиваться оправдания. В любой другой стране это прозвучало бы абсурдно, но в Швейцарии, как видно, возможно все. Но и защитники Калоева намерены добиваться досрочного освобождения или перевода в Россию. В одном из недавних разговоров по телефону посла РФ в Швейцарии Дмитрия Черкашина с президентом Северной Осетии Таймуразом Мамсуровым российский дипломат не исключил, что вопрос об освобождении Виталия Калоева будет решен до конца года. "Оставлять соотечественника наедине со своей бедой - не в традициях нашего народа, уверен, я выражаю мнение всех жителей Северной Осетии, искренне переживающих за судьбу земляка", - отметил он.
В июле 2002 года в воздушном пространстве Германии над Боденским озером столкнулись Ту-154 "Башкирских авиалиний" и грузовой "Боинг-747" компании DHL. В результате катастрофы погибли 69 человек, 49 из них - дети, находившиеся на борту Ту-154, а также два пилота "Боинга". Дети летели на отдых в Испанию по международной программе ЮНЕСКО. Катастрофа произошла в зоне ответственности диспетчеров швейцарской компании "Скайгайд". Виновным был признан диспетчер Петер Нильсон, который, во-первых, находился на посту в одиночестве, и в случае, если бы рядом был напарник, катастрофы можно было бы избежать. Во-вторых, диспетчер слишком поздно дал команду на снижение российскому экипажу, и воздушные коридоры двух самолетов пересеклись. Хотя автоматическая система безопасности, установленная на самолете Ту-154, давала сигнал на снижение. Однако по правилам пилоты должны отдавать предпочтение командам диспетчера. А тот отдал команду на сохранение высоты.