Граница для инвесторов - начало стратегической обороны?
Россия готова ограничить иностранные инвестиции. Накануне такое заявление сделал Владимир Путин, отметив, что "если так дело пойдет дальше, мы будем вынуждены предпринять шаги для защиты своих интересов". Наша страна в этом плане не станет первопроходцем, так как похожий закон был принят в США, аналогичные меры обсуждаются в Евросоюзе. Эта идея не нова и для России, поскольку в Госдуме давно уже находится законопроект о доступе иностранцев к стратегическим отраслям. Более того, после заявления Президента, депутаты в первом чтении приняли законопроект о доступе иностранцев к стратегическим отраслям российской экономики. Совсем от совместных с зарубежными партнерами проектов даже в стратегических отраслях Россия отказываться не будет. Однако ограничит участие иностранного капитала в тех случаях, когда он может нести угрозу безопасности страны. Но что в таком случае ждет российскую экономику, которая нуждается в капитале и из которой, по словам экспертов, на фоне мирового кризиса идет отток инвестиций?
Заявление Путина можно рассматривать с двух сторон: политической и экономической. Как считает директор Института стратегических оценок и анализа Вагит Гусейнов, Президент высказался в ответ на принятие американским конгрессом акта об иностранных инвестициях, ограничивающем допуск в американскую экономику. "К тому же ужесточение доступа американских инвесторов в Россию предусматривается лишь в том случае, если США ограничат доступ только для российских инвесторов, что маловероятно и напоминало бы уже торговую войну", - отметил в разговоре с Накануне.RU Вагит Гусейнов. Он особо подчеркнул, что речь идет об ограничении для государственных компаний, а не фирм. То есть о том, что напрямую угрожает безопасности России.
Что касается экономической составляющей, то в Госдуме уже давно лежит некий аналог американского закона. Согласно этому проекту, зарубежные предприниматели смогут покупать более 25% акций в стратегически важных предприятиях только с разрешения правительственной комиссии, которую возглавляет премьер-министр. В России влияние на принятие решений о покупке компаний иностранцами смогут оказывать спецслужбы.
Иностранный инвестор обязан обратиться в уполномоченный орган за разрешением на совершение сделки по приобретению акций коммерческой организации, имеющей стратегическое значение для национальной безопасности страны. Предлагается сформировать и правительственную комиссию, состоящую из представителей федеральных органов исполнительной власти экономического и силового блоков под руководством премьера.
Пока же в законопроекте предусмотрен слишком сложный механизм предварительного согласования сделок иностранных инвесторов. Из-за этого срок рассмотрения каждого из вопросов будет равен полугоду, что сделает совершаемые инвестором вложения не эффективными. Ко второму чтению законопроект планируется доработать с учетом этих замечаний.
Ограничения коснутся 30 видов деятельности, в частности, естественных монополий и разработки крупных месторождений, авиастроения, космоса и атомной энергетики. Отказывать инвесторам может только правительство, а в исключительных случаях Президент. Но сделка по приобретению организации, которая имеет право на работу с государственной тайной, должна быть одобрена ФСБ. "Сейчас этот законопроект может претерпеть некие ужесточающие порядок инвестирования изменения, но важно отметить, что такой законопроект существует, и он не вызывает какого-либо протеста со стороны иностранных инвесторов. Речь идет о широко распространенной в мире системе контроля над сохранением гостайны. Во всем мире, в том числе в Европе и США, правительства ограничивают инвестиции в стратегические производства", - добавляет директор Института стратегических оценок и анализа.
Вразрез с этим идет заявление главы РАО "ЕЭС" Анатолия Чубайса о том, что российские власти готовы позволить зарубежным инвесторам получить контроль примерно над четвертью своего электроэнергетического сектора, которое он сделал буквально сразу после высказывания Президента РФ, "В условиях конкурентного рынка нет ограничения для иностранных инвестиций. Думаю, что, по меньшей мере, два, а по большей пять иностранных стратегических партнеров войдут в российский энергетический бизнес, охватив около 25% рынка", - сказал Чубайс. Пока закон не принят, разрешения правительственной комиссии не понадобится, несмотря на то, что электроэнергетика является стратегически важной отраслью.
К слову сказать, в Евросоюзе, на который так любят равняться некоторые наши чиновники, наоборот, намерены ограничить доступ в энергетический сектор. Как пишет газета "Коммерсант", в документах, которые Еврокомиссия намерена опубликовать 19 сентября, содержится принцип ограничений на инвестиции в сетевые активы ЕС "доминирующих на рынке компаний", также предусмотрены некие барьеры, ориентированные на ограничение инвестиций. Новые ограничения направлены на защиту энергокомпаний, которые могут стать объектом поглощений после их возможного "разделения". В России же, как видим, компании готовы отдать иностранцам. На этой неделе глава РАО "ЕЭС" приступил в Европе к очередному road-show для привлечения инвесторов в российскую электроэнергетику…
В целом же для иностранных инвесторов принятие закона об ограничении инвестиций не так уж плохо, поскольку станет совершенно четко ясно, на какой кусок российской экономики им рассчитывать не стоит, а прецеденты, подобные "Сахалину-2" и Ковыктинскому месторождению, уйдут в прошлое.
"Закон покажет, что именно Россия считает отраслями, где присутствие иностранцев нежелательно. Пусть все-таки будут правила игры", - отмечает аналитик ИК "Атон" Владимир Осаковский. Но все же запрет – это запрет и положительно воспринят теми, против кого направлен, быть не может. "Любые ограничения инвестиций - негатив для инвесторов", - уверен аналитик ИК "Антанта-Капитал" Максим Осадчий.
Но в той редакции законопроекта, которая сейчас существует, серьезных ограничений для инвестиций в нестратегические отрасли, которые являются привлекательным для инвесторов, нет, таким образом на них запрет никак не отразится. Впрочем, каким будет окончательный вариант закона, никто не знает. |
"Целесообразно ограничивать иностранные инвестиции в отрасли, захват монопольного положения в которых позволит иностранному капиталу диктовать свои условия, - утверждает Максим Осадчий. - В иностранных портфельных инвестициях существует единственный изъян - чрезмерная мобильность спекулятивного капитала. Также чрезмерные иностранные инвестиции могут привести к перегреву экономики и спекулятивному пузырю на фондовом рынке - но Россия весьма далека от такого сценария".
По мнению аналитика, в среднесрочной перспективе ограничение инвестиций может негативно сказаться на российской экономике. Однако в долгосрочной перспективе (при условии экономически обоснованного ограничения) сохранение в ряде отраслей контроля со стороны национального капитала будет позитивным фактором для экономики страны.
И все же инвестиции, пусть и не в стратегические отрасли, необходимы, поскольку они дают не только деньги в бюджет, новые рабочие места, но и технологии, которыми российские производители в ряде отраслей не обладают. Взять, к примеру, тот же "АвтоВАЗ", который не может произвести принципиально новый автомобиль без зарубежных партнеров. "Во всех других областях, кроме стратегических, действие подобных ограничений действительно было бы контрпродуктивным, поскольку российская экономика в последнее время развивается довольно бурными темпами и нуждается в инвестициях", - считает директор Института стратегических оценок и анализа Вагит Гусейнов.
Впрочем, ограничительный шаг России является адекватным ответом на такой же шаг США и, значит, не окажет существенного влияния на фондовый рынок. Более того, не реши российское правительство обезопасить от иностранного капитала собственные стратегические отрасли, это пошло бы вразрез с мировыми тенденциями.
Директор центра политической конъюнктуры России Константин Симонов уверен: "Сейчас все страны занимаются ограничением иностранных инвестиций. Это нормально. Мир становится все более подозрительным. Страны готовятся к глобальным конфликтам. Быть открытым сейчас просто опасно". |
Другое дело - как "закрыться". Либо закон станет "кирпичем", запрещающим движение, либо светофором, правильно направлющим потоки.