Миттал не пройдет?
Владелец сталелитейной компании "Миттал Аркелор" (Mittal Arcelor) Лакшми Миттал решил придти в Россию. Такое заявление магнат сделал в интервью The Financial Times. Лакшми Миттал сообщил, что собирается потратить $35 млрд на расширение производства стали и увеличение мощностей заводов по всему миру, и особенно его интересует Россия. Владелец Mittal Arcelor добавил, что в долгосрочной перспективе хотел бы построить завод "с нуля", чтобы получить плацдарм на российском рынке. Кроме того, Лакшми Миттала заинтересовали якутские активы, конкурс на покупку которых должен пройти 5 октября. Планы интересные, но не совсем реальные, – уверены эксперты. По их мнению, "Миттал" может составить серьезную конкуренцию существующим российским гигантам, но только в том случае, если ему все-таки удастся зайти на российский рынок.
Индийский мультимиллиардер, глава транснациональной корпорации индиец Лакшми Миттал, согласно рейтингу журнала "Форбс", в 2006 году владел пятым по величине состоянием в мире, которое оценивается в $23,5 млрд. По информации из открытых источников, Лакшми начинал свой бизнес в Индонезии. За более чем 30 лет своего развития его компания его компания появилась практически во всех регионах мира. Исключение составила Индия, в которой отец Миттала начинал свой бизнес, но продал его из-за проблем с правительством.
В 1997 году Лакшми Миттал зарегистрировал компанию LNM (Lakshmi Narendra Mittal), передав туда контрольные пакеты активов Ispat. В 2003 году Ispat и LNM были объединены в Mittal Steel Group. В 2005 году компания Миттала перешла дорогу "Евразу" и "Северстали", купив украинскую "Криворожсталь". В прошлом году Mittal Steel, обойдя "Северсталь", которая долгое время вела переговоры, приобрела акции второй по величине в мире сталелитейной компании Arcelor. 43,6% акций принадлежит семье Лакшми Миттала. Теперь это крупнейшая сталелитейная компания мира, способная выпускать 110 млн т стали в год.
На сегодняшний день сталелитейный гигант присутствует практически во всех странах мира за исключением России. Видимо, Лакшми Миттал решил исправить это упущение. "Интерес к России понятен, - пояснил Накануне.RU аналитик ОАО "Брокерский дом "Открытие" Сергей Кривохижин. - Наш рынок один из самых динамичных и крупных. Потребление растет, эта динамика в ближайшие годы будет сохраняться. Миттал со своей империей присутствует сейчас на всех рынках мира, его нет только в России. К тому же несколько раз попытки зайти были, но они оказывались безуспешны".
Так, например, в прошлом году Миттал делал предложения владельцу ММК Виктору Рашникову о продаже комбината, на что получил отказ. Кроме того, проходила информация, что владелец транснациональной корпорации делал подобные предложения владельцам большинства крупных металлургических компаний в России, но на продажу никто не согласился. Так что путь на российский рынок через поглощения Митталу закрыт. Остается лишь строить.
Без собственной сырьевой базы "Миттал Аркелор", как склонны считать эксперты, придется туго. "Начинать нужно именно с сырьевой базы. Если завод в России будет строиться с нуля, то Миттала ждет достаточно жесткая конкуренция со стороны российских игроков", - полагает аналитик ИГ "Капиталъ" Михаил Пак. Сталелитейный гигант смог бы обойтись без российского сырья лишь в том случае, если бы завод был построен недалеко от порта, но, как говорит аналитик ИК "Атон" Дмитрий Коломыцын, все важные порты уже контролируются стальными производителями, так что "Миттал" вряд ли туда пустят.
Среди достаточно крупных активов, которые могли бы подойти компании и выставлены на продажу, есть только два – "Эльгауголь" ( продается 68,86% уставного капитала) и ОАО ХК "Якутуголь" (75% уставного капитала минус одна акция). Стоимость лотов - 47 млрд 346 млн руб. Шаг конкурса - 100 млн. Как отмечает аналитик ОАО "Брокерский дом "Открытие" Сергей Кривохижин, интерес у Миттала есть к "Эльгауглю", но не к "Якутуглю". |
Эльгинское месторождение каменного угля расположено в Юго-Восточной части Республики Саха (Якутия) в 415 км восточнее города Нерюнгри и в 320 км севернее БАМа, в центральной части Токинского угленосного района, располагающего, по оценочным данным, запасами в 45 млрд т каменного угля. Месторождение, согласно подсчетам, содержит 2 млрд 200 млн т извлекаемых запасов рядового угля и допускает рентабельную разработку разреза до 30 млн т в год. Предполагается производство разнообразной угольной продукции, в том числе, сильнококсующегося угля и энергетического угля трех сортов для экспортных поставок и энергетического угля одного сорта для внутренних потребителей.
Однако шансов, что столь крупный актив достанется транснациональной компании, когда-то вставшей на пути "Евраза" и "Северстали", практически нет. "Я очень сомневаюсь, что они выиграют тендер. Вход таких игроков, как "Миттал", не будет приветствоваться. Негативное отношение к глобальным игрокам, которые к тому же не позволяют российским компаниям, таким как "Северсталь", делать покупки за рубежом, сохраняется", - заявил Накануне.RU аналитик ИК "Атон" Дмитрий Коломыцын.
Впрочем, аналитик ИГ "Капиталъ" Михаил Пак считает, что финансовые возможности, которые есть у корпорации, являются несомненным козырем: "Шанс войти на российский рынок, безусловно, есть, и он достаточно большой. Нельзя исключать, что формирование мощностей будет происходить на базе активов в Якутии".
Не исключает приход "Миттала" и аналитик ИК "Тройка Диалог"Сергей Донской. Правда, по его мнению, заявление владельца корпорации не стоит воспринимать как истину. "Заявление Миттала еще не о чем не говорит. Теоретически, он может построить завод, но пока это некая декларация. Его интересуют всякие рынки, и российский – не в первую очередь. Серьезную конкуренцию Миттал составить может, но будет ли он что-то строить в России или нет – вилами по воде писано", - считает эксперт. Также от дальнейших прогнозов на счет судьбы Миттала в России воздержался аналитик Deutshe UFG Александр Пухаев: "Пока не будет реальных планов, говорить не о чем. Как Миттал придет сюда, в каком виде, кто его сюда пустит, все непонятно. Вариантов масса. Все слияния и поглощения настолько политизированы, здесь столько подводных камней – как гадание на кофейной гуще".
Многие недолюбливают Миттала и за агрессивную стратегию для заключения сделок, и за методику введения бизнеса, которая основывается, кроме всего прочего, на максимальном снижении производственных издержек, что не раз приводило к бунтам рабочих на предприятиях в различных странах. Но это, так сказать, лирическое отступление. Самое главное, что российским стальным гигантам конкуренция с "Миттал" совершенно не нужна. "Я думаю, что российские металлурги используют максимум административного ресурса, чтобы помешать Митталу зайти на наш рынок. Кому хочется играть с таким конкурентом на своем же поле?", - задает риторический вопрос аналитик ОАО "Брокерский дом "Открытие" Сергей Кривохижин.
Раз боятся, значит, "Митталу", несмотря на покупку или не покупку "Эльгаугля" либо какого-либо другого актива, если смотреть на события с экономической точки зрения, все-таки удастся развернуть свой бизнес в России.
Но, как писал журнал "Эксперт", каждому заходу компании Mittal в ту или иную страну предшествуют договоренности с местными правительствами. Бывший помощник Лакшми Миттала Джоханес Ситар публично заявил, что Миттал дал взятку в $100 млн за право купить Карагандинский металлургический комбинат. Получила широкий резонанс в Европе и история с "рекомендацией" премьер-министра Великобритании Тони Блэра властям Румынии продать металлургические активы именно Лакшми Митталу. Однако в России после истории с Arcelor существует жесткое неприятие Mittal, поэтому рассчитывать на такой путь вхождения на российский рынок мультимиллиардеру вряд ли стоит. Похоже, что по этой же причине транснациональной корпорации закрыты и другие пути.