Проблемы с проспекта Руставели
На холмах Грузии снова лежит мгла. Правда, не ночная, а кризисно-политическая. Впрочем, грузинам не привыкать – если посмотреть, с каким одушевлением у парламента на проспекте Руставели в пятницу собралась митинговать оппозиция, можно смело сказать – Грузия "соскучилась" по бурным изменениям. Однако на этот раз, в отличие от 2003 года, они вряд ли произойдут по одной простой причине – Запад, в лице США и НАТО теперь оппозицию не поддержит. Не поддержат тоже по довольно простой причине – в потенциально транзитном регионе все-таки нужна стабильность. За арест Окруашвили президента Грузии тоже по головке вряд ли погладят, но и ругать сильно не будут – об этом свидетельствуют заявления помощника второго заместителя госсека США Мэтью Брайзы, сделанные даже раньше, чем на арест Окруашвили успели отреагировать в самом Тбилиси. "Детали задержания Ираклия Окруашвили мне не известны .Думаю, что это связано с каким-то криминалом, а не с политикой. Это связано с наведением в стране порядка. Окончательный вердикт вынесет суд. Если в обществе есть подозрения, то расследование должно быть проведено с тройной точностью и скрупулезностью", - заявил Брайза.
Очевидно, что вспыхнувший на Северном Кавказе с новой силой конфликт тесно связан с внутриполитическими событиями в самой Грузии. Южная Осетия и Абхазия даже договорились, что, в случае развязывания полномасштабных военных действий на границе одной из непризнанных республик, другая обязательно придет ей на помощь, в том числе и добровольцами. Кстати, 27 сентября Абхазия отмечала 14-ую годовщину освобождения Сухуми от грузинских войск. К сожалению, накануне годовщины в соседней Южной Осетии произошел обстрел столицы республики – Цхинвали. Непризнанные республики уверены – все это провокации со стороны Грузии, которые имеют две цели – отвлечь внимание мирового сообщества от внутриполитического кризиса и развязывание военных действий сначала в Южной Осетии, а затем и в Абхазии и переход обеих республик под юрисдикцию Грузии. С этими предположениями можно согласиться, особенно если присовокупить к этому еще и рассказ Ираклия Окруашвили в эфире одного из грузинских каналов за день до его ареста о планах Саакашвили по захвату непокорных республик (вот удивил!).
Однако обострение ситуации на грузино-осетинской и грузино-абхазской границ может быть связано с еще одним непризнанным государством – с Косово. И тут возникает парадокс – в "косовском вопросе" грузинские власти, которые обвиняют Россию во всех смертных грехах, начиная с подбрасывания ракет и заканчивая неурожаем винограда, заинтересованы своего большого северного соседа поддерживать, а вот Абхазия и Южная Осетия, всегда стремившиеся под протекцию России, наоборот, могли бы поддерживать США и ЕС. Выступающих за скорейшее признание независимости Косово, поскольку это создаст международный прецедент по отделению непризнанной республики.
В самой Грузии тоже не все так однозначно. Сейчас получается так, что Окруашвили становится неким подобием мученика, за спиной которого пытается сплотиться оппозиция. Официальные власти тоже допустили немало промахов – во-первых, молчание – не самая лучшая позиция, которую, по-видимому, занял Михаил Саакашвили, дав возможность всем кому не лень выдвигать самые разнообразные версии.
Во-вторых, на волне высказываний Саакашвили на Генассамблее ООН в Нью-Йорке (там он, напомним, заявил, что единственное, что мешает мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта – подрывная деятельность неких российских спецподразделений – видимо, тех, что прилетают неизвестно откуда и неизвестно что сбрасывают грузинам), бывшего министра обороны и некогда ближайшего соратника грузинского президента успели обвинить в работе на Кремль.
Не самый удачный ход, потому что, даже обладая самым изощренным умом, сложно предположить, чтобы ярко выраженный националист Окруашвили, который всегда (и сейчас в том числе) выступал за силовой вариант разрешение конфликта. При таком раскладе, почему бы не заподозрить в связях с Россией и самого президента? "Запад в 100% случаев из ста поддерживает действия Саакашвили, потому что он ставленник США. Связи Окруашвили были связями Саакашвили. Окруашвили говорил, что Саакашвили несмотря на его настояния не устроил войну в Осетии. Наверное, так оно и было. То, что в Грузии существует коррупция и политические убийства, тоже ни для кого не секрет", - рассказал в разговоре с Накануне.RU президент фонда "Политика" Вячеслав Никонов.
Странным кажется и то обстоятельство, что Окруашвили со своими "сверхсенсационными" заявлениями (как будто версия об убийстве премьера Грузии Зураба Жвании никогда не гуляла по страницами прессы) решил выступить только сейчас, тогда как с поста министра обороны он был снят еще в ноябре 2006 года.
Кстати, тогда одной из версий его понижения было как раз излишнее рвение в решении "осетинского вопроса" силовыми методами. В общем, единственным, кто в этой ситуации не ударил в грязь лицом и сделал "правильное" заявление, был Владимир Путин. Комментируя кризис в Грузии, он сказал, что "все происходящее в Грузии – это внутреннее дело этой республики". "Единственно, на что я хотел бы обратить внимание, – мы выражаем надежду, что массовые акции протеста будут происходить мирно, и с обеих сторон будет проявлена зрелость и политическая дальновидность, а сами протесты не приведут к столкновениям и, не дай Бог, к жертвам, – заявил глава российского государства.
А потом не преминул добавить (и очень к месту, нужно заметить), что "нам часто некоторые друзья ставят в пример демократические процессы в некоторых странах СНГ, в том числе и в Грузии. Упаси Боже, нам следовать таким примерам". Однако эксперты говорят о том, что со стороны Грузии вполне логично ожидать дальнейших провокаций по отношению не только к Южной Осетии, но и к России.
"Будут громкие крики по поводу русской оккупации гордого свободолюбивого грузинского народа, российские империалисты со своим комплексом старшего брата финансируют сепаратистские фашистские режимы Абхазии и Южной Осетии, будет громкое бряцание оружия, провокация на границах Южной Осетии, полное неумение справится с экономикой, без американской помощи Грузия уже бы превратилась в пустыню. Будем иметь то, что Саакашвили делал на первой войне своего прихода к власти. Реально, в войну ввязаться побояться. Все эти политики нужны США для стратегии напряженности, для того, чтобы дразнить Россию", - полагает президент фонда "Институт развития" Виктор Милитарев.
"Причины всех этих конфликтов имеют не технический характер, а политический. Сейчас обострилась ситуация в самой Грузии, да и у Саакашвили существует твердая психологическая установка, которую нельзя изменить. Установка на то, что необходимо восстановить любой ценой территориальную целостность Грузии. Здесь он идет, не взирая ни на какие объективные моменты: что существуют непризнанные государства, что идет миротворческая операция, что, по большому счету. Сегодня никто в мире не заинтересован в эскалации конфликта, потому что и для Запада нужно, чтобы там была спокойная территория для транспортировки энергоресурсов и потенциального размещение военных конфликтов. Тем не менее, Саакашвили продолжит накалять ситуацию", - сказал в разговоре с нашим агентством эксперт "Института стран СНГ" Виталий Журавлев.
Между тем, сам Саакашвили действительно затянул с ответом. Тем более, что и делать официальные заявления за него теперь некому – перед тем, как был арестован Окруашвили (которому уже предъявили обвинения и оставили в тюрьме как минимум на два месяца), был задержан и парламентский пресс-секретарь президента Грузии Дмитрий Китошвили, правда, сейчас он выпущен под залог за согласие сотрудничать со следствием по делу Окруашвили. Якобы он сейчас активно дает показания против бывшего министра обороны Грузии.
"Тот факт, что два самых близких человека президента Грузии – его личный пресс-секретарь, и многолетний ближайший союзник находятся за решеткой, говорит прежде всего о несостоятельности Михаила Саакашвили делать правильный выбор. Если он не смог в своем ближайшем окружении поставить порядочных людей, то что говорить о министрах, чиновниках рангом пониже и правильном курсе развития страны в целом? Разумеется, неспособность разбираться в людях, в экономике, в политике, помноженная на непомерное самомнение, сыграла с грузинским лидером нехорошую шутку. Если бы с первого дня после "революции роз" он избрал мирный вектор разрешения грузино-осетинского конфликта, окружил бы себя компетентными и честными людьми, если бы он выше ценил жизни конкретных людей, чем политические амбиции строительства некоей "Великой Грузии", сегодня у него не было бы той патовой ситуации, в которую он сам себя загнал", - считает южноосетинский политолог Ирина Каджаева. Даже не искушенному в политике человеку теперь очевидно, что Саакашвили просто заигрался с Западом. Однако есть проблемы, которые Запад и рад бы решить, но не сможет. Придется их решать самому Саакашвили. В противном случае, митинги оппозиции могут стать регулярными, и в итоге вылиться в еще какую-нибудь "цветочную революцию". И кому как не нынешнему грузинскому президенту лучше знать, что это такое, когда на проспекте Руставели начинает собираться толпа.
Между тем, в Южной Осетии и Абхазии, следуя мудрому изречению, надеются на лучшее, но готовятся к худшему. "Мы провели консультации по поводу возможного заседания СКК. Уже давно идет разговор о том, чтобы продолжить переговорный процесс в рамках СКК. И сопредседатели комиссии выступили с предложением провести его в Тбилиси. Однако, исходя из того, что руководство Грузии в свое время выступило с угрозой ликвидации всего руководства Южной Осетии, куда входит и сопредседатель СКК Борис Чочиев, юго-осетинская сторона поставила вопрос о гарантиях, которые будут предоставлены для защиты юго-осетинской делегации во время приезда в Тбилиси. Грузинская сторона такую гарантию не дает, а без международных гарантий ОБСЕ юго-осетинская делегация не может выехать в Грузию. Вот на этом мы пока и остановились", - рассказал Накануне.RU секретарь южноосетинской части смешанной контрольной комиссии по урегулированию грузино-осетинского конфликта Леонид Тибилов.
Очевидность того, что переговорный процесс срывается, понятна и грузинским властям. Однако они не спешат с урегулированием конфликта и занимают выжидательную позицию. Впрочем, как считают эксперты, надолго при нынешнем внутриполитическом кризисе нервов у Саакашвили не хватит, и, рано или поздно, он либо сделает ошибку, направив войска в зону конфликта. Либо все-таки вынужден будет сесть за стол переговоров. Верится больше в первое. Да и времени у грузинского руководства для игр осталось всего ничего – парламентские и президентские выборы в Грузии должны состояться уже в 2008 году.