Олег Цвырко: Обогнать МР3 оказалось проще, чем победить на конкурсе Минобразования
В Москве подводят итоги всероссийского конкурса "Лучший учитель России-2007". Из 68 талантливых педагогов, прошедших отбор на региональных этапах конкурса, должен остаться лишь один - сегодня назовут абсолютного победителя конкурса учителей. Борьба за звание лучшего, мягко говоря, была жаркой. Не все участники остались довольны проведением конкурса и оценками. Один из них - учитель из Тюменской области Олег Цвырко, заявивший, что вышел из конкурса из-за состава жюри. О причинах этого поступка, взгляде на реформу образования и компьютерных разработках, которые обогнали МР3, он рассказал в интервью Накануне.RU.
Вопрос: Расскажите, как Вам удалось стать кандидатом на звание лучшего учителя? Каких успехов в области образования достигли Вы и Ваши ученики?
Олег Цвырко: Мои дети добились впечатляющих результатов в сфере информатики: на конференциях и олимпиадах они завоевали более 200 дипломов вплоть до международного уровня. Причем, в международных конференциях "Интел-авангард" в 2004 и 2007 годах мы дважды завоевывали золотые медали абсолютного победителя.
Особый резонанс среди представителей мировой научной общественности, особенно программистской, вызвали алгоритмы сжатия. Мой ученик Иван Миронов представил на конференции "Интел-авангард" в этом году работу "Использование сплайн- интерполяции для сжатия звуковой информации". В исследовании был предложен новый алгоритм сжатия звука, по ряду параметров превосходящий распространенный в мире формат MP3. При высоком битрейте от 256 до 320 килобит/с выигрыш качества сжатия составляет от 30 до 50%. Ване предложили участвовать в финале конкурса в США, дающем шанс выиграть бесплатное образование в американском ВУЗе. Однако мальчик отказался от этого предложения, решив учиться дальше в Москве.
В 2004 году на международной конференции большой интерес у математиков разных стран вызвали результаты моего ученика в области изучения некоторых закономерностей простых чисел.
Вопрос: Вы были в числе 108 педагогов Тюменской области, ставших победителями конкурса лучших учителей. Каковы результаты Вашего участия на всероссийском этапе?
Олег Цвырко: В первом туре на конкурсе России я шел лидером и занимал призовое место. Но те работы, которые были признаны на международных конференциях, не были признаны судьями конкурса. После итогов первого тура я вдруг исчез из списков. Учитывая призовое место, мне, наверное, надо было просто не явиться на очередной тур, чтобы это было возможным. Отмечу, что я пробовал апеллировать к жюри, но мне в этом отказали. Также мне не предоставили результаты моего участия, сославшись на то, что бланк был потерян.
Вопрос: В чем особенности проведения конкурса учителей в этом году?
Олег Цвырко: Нынешний конкурс отличается тем, что состав жюри формировался по новому принципу: в него учредителями были включены представители общественных организаций – эксперты нацпроекта из регионов. Получилось, что мой предмет - информатику - оценивали люди, никак в профессиональной деятельности с ним не связанные – представитель профсоюза, проректор психолого-педагогического университета, руководитель речного концерна. Всего было пять человек. Я принял решение уехать с конкурса после того, как не смог удостовериться в его субъективности и открытости. |
Учительская Россия – это социально значимая группа населения, а при таком подходе к выявлению лучших я бы уже не хотел быть в их списке.
Вопрос: В последнее время довольно много реформ произошло в образовании: это и введение ЕГЭ, и 11-летнее образование... Как Вы лично относитесь к этим и другим нововведениям?
Олег Цвырко: В целом я поддерживаю нововведения в сфере образования – здесь много накопилось проблем, которые требуют решения. Другое дело, что не все новые программы доводятся до логического завершения. Я считаю, что, например, в плане принятия ЕГЭ школьникам следует оставить альтернативу и дать выбор, включающий три позиции. Ведь найдутся школьники с большими амбициями, которые захотят поехать учиться в московский ВУЗ, и благодаря ЕГЭ у них появится шанс. Тот, кто считал, что в оценке способностей его несколько "зажимали", захочет сдать экзамен комиссии и доказать учителям уровень своих знаний. Также должен быть вариант оценки, рассчитываемой по среднему баллу за год
Вопрос: Что в первую очередь следует поменять в сегодняшней системе образования, если такая необходимость есть вообще?
Олег Цвырко: Требует улучшения система совершенствования и квалификации кадров – это проблема номер один. Резервы для такой работы уже есть – в частности, проводятся конкурсы выявления лучших учителей. Ведь после проведения конкурсов лучшие учителя должны "тиражировать" свои знания и иметь возможность передавать свой опыт другим.
Вопрос: Считается, что в Тюменской области образование является одним из самых качественных. Что помогает развиваться этой сфере и на что стоит равняться другим регионам?
Олег Цвырко: Успехи сферы образования в Тюменской области – это заслуга во многом управленческого аппарата и еще по инерции – тех учителей, которые еще недавно были сокращены. Поэтому считаю, что в повышении качества образования нужно ориентироваться не на методику оплаты, а именно на совершенствование квалификации учителей. В Тюменской области эта работа проводится на уровне. Отмечу, что в Ишиме широко распространено обучение "второй половины дня", когда школьник в первой половине получает основное образование и во второй - дополнительное.
Отметим, что организаторы конкурса не согласны с мнением тюменского педагога. Как рассказал Накануне.RU Игорь Зайниев, отвечающий за информационное сопровождение конкурса, Олег Цвырко не прошел во второй тур по итогам первого. Из 68 участников были отобраны 15 победителей, которые прошли в следующий тур. Учитель из Тюменской области в списки не вошел, и уехал, хотя для конкурсантов была предусмотрена большая программа, и они могли следить за развитием событий, участвовать в семинарах.