"Батькины" вопросы о газе, России и молоке
Накануне на встрече с журналистами президент Беларусии "Разобрал Россию по косточкам", - с подобными заголовками вышли на следующий день озадаченные российские газеты (в большинстве своем – региональные). Александр Лукашенко доходчиво, "на пальцах" объяснил, как выгодно перекачивать газ через Белоруссию, и высказал еще много простых, интуитивно понятных, но при этом никак не желающих воплощаться в жизнь, вещей.
Встреча эта произошла в рамках традиционного пресс-тура по Республике. В течение недели журналисты изучали жизнь союзного государства. В пятый по счету пресс–тур по Беларуси отправились около 70 российских журналистов, представлявших в основном региональные СМИ. За несколько дней они объехали практически всю Могилевскую область. И неудивительно, что материалах о командировке, которые были накануне доступны в Рунете, все они пишут, что "разговор был честным и открытым".
Просто потому, что это, если хотите, "фирменный стиль" общения Белорусского президента.
В самом начале пресс-конференции Александр Лукашенко признался, что видит несомненную пользу от подобных "журналистских десантов": "Миллионы россиян практически во всех регионах огромной страны благодаря вашим статьям, теле– и радиорепортажам, путевым заметкам получают объективную информацию о самом близком им народе — белорусах". Здесь мне вспомнилась моя командировка в Алтайский край несколько лет назад. По обыкновению, приезжая на новое место, иду в газетный киоск за местной прессой. Каково же было мое удивление, когда в Барнауле киоскерша протянула мне свежий выпуск самой массовой газеты, который открывало огромное фото... белорусского Президента. В первый момент я даже заволновался: "Неужели в Беларуси что–то стряслось? С чего бы это алтайцы размещали изображение руководителя соседнего государства на первой полосе?" Оказалось, что корреспондент издания побывал в пресс–туре в Беларуси и редакция посчитала его материал заглавным в номере. То, о чем он писал, мягко говоря, несколько диссонировало с тем, что в тот же день публиковали московские газеты, что говорило центральное телевидение..."
Что характерно, подобный "диссонанс" в отношении практически всего, что связано с деятельностью нынешнего белорусского президента, зримо наблюдается и по сей день.
Так, о прошедшем пресс-туре центральные российские СМИ писали очень скупо, по обыкновению стремясь выхватить из контекста наиболее "хлесткие" высказывания Батьки и оставляя "за скобками" большинство, как оказывается, толковых и внятных вещей, им сказанных.
С тем, что действительно говорил Александр Лукашенко, и что оказалось в который уже раз недонесенным российскими СМИ до российского народа, можно ознакомиться здесь.
Мне же в этой статье хотелось остановиться всего на двух вопросах.
1. О газопроводе
Накануне Лукашенко предложил России отказаться от строительства газопровода Nord Stream в пользу второй ветки газопровода Ямал-Европа, проходящего через Белоруссию. Взамен Минск предложил России освободить от налогов транзит газа по территории Белоруссии на пять лет.
Экономическая выгода для России, в случае принятия этого предложения Батьки, очевидна: возврат России к проекту строительства второй ветки Ямал-Европа позволит "Газпрому" сэкономить на транзите до 1,46 миллиарда долларов.
Несомненно, то, что подобный вариант разумен и экономически выгоден, в "Газпроме" прекрасно понимают. Так, еще в конце марта 2007 года зампред правления "Газпрома" Андрей Круглов говорил, что проект второй ветки трубопровода Ямал-Европа может быть включен в инвестпрограмму 2008 года. Однако он туда по какой-то причине не попал. |
По первой ветке трубопровода Ямал-Европа сейчас прокачивается около 33 миллиардов кубометров газа в год. Строительство второй ветки трубопровода такой же мощности не было начато. Зато Россия решила начать строительство трубопровода Nord Stream, мощностью 27,5 миллиардов кубометров в год. Стоимость второй ветки трубопровода Ямал-Европа оценивается в 2,5 миллиарда долларов, а Nord Stream - в 7-12 миллиардов долларов.
До сих пор российский газовый монополист на это предложение Батьки никак не отреагировал. Но, по мнению большинства аналитиков, "Газпром" вряд ли польстится на возможные финансовые выгоды нового предложения Александра Лукашенко.
Что характерно, в качестве главного (и, по сути, единственного) довода в обоснование такой странной, на первый взгляд, позиции, приводится следующая мысль, подаваемая в разных вариациях: "Не факт, что в течение пяти лет у Минска не возникнет соблазн "взять свои слова обратно".
Но такая позиция, мягко говоря, удивительна. С одной стороны, конечно, через три-четыре года, всякое может случиться. И мало кто из нас может с твердой уверенностью сказать, что и как там будет. Но для того, чтобы заявлять о "ненадежности" партнера (а де-факто именно это вышеприведенный довод как раз и означает), и в соответствии с этим тезисом принимать принципиальные решения, надо хоть на чем-то основываться. Ну, к примеру, на случаях проявления этой самой "ненадежности" в прошлом. Но никто почему-то не приводит этих самых случаев.
О чем же умалчивает российский концерн, акцентируя лишь "неисполнение обязательств" белорусской стороной?
После повышения цен на газ для Беларуси в два с лишним раза обе стороны прекрасно понимали, что Беларуси потребуется время для адаптации к новым ценовым условиям. Руководство Российской Федерации заявляло, что для стабилизации расчетов за газ Беларуси будет оказана помощь в виде кредита в размере $1,5-2 млрд. В соответствии с контрактом республика в первом полугодии оплачивала 55% стоимости поставок российского газа, а для оплаты остальных 45%, естественно, рассчитывала на получение этого технического кредита. Однако условия его предоставления оказались неприемлемы. |
Александр Лукашенко:
"Так же быть не может, когда в 2,5 раза подняли цены на главные составляющие себестоимости и говорят: выживете — хорошо, не выживете — неважно. И зная, что этот вопрос может возникнуть, когда поднялись цены, в руководстве России говорили: мы вам поможем кредитом, чтобы снивелировать это. Я даже об этом не просил. Конечно, небольшая радость в долг взять под рыночный процент. Такого тоже никогда не было в наших отношениях. Мы и в западных банках под такой процент возьмем... Но нам говорят: дадим полтора миллиарда (хотя это на один год всего), чтобы компенсировать цены. Хорошо, спасибо, мы согласились. Проходит какое–то время, нас начинают дураками выставлять, что мы ходим и просим у Российской Федерации средства. Ну сами же нам предложили! Мы и бюджет с учетом этого спланировали. Прошло полгода, 9 месяцев — никто никакого кредита не дал. И нам в этой ситуации пришлось изыскивать эти средства для того, чтобы рассчитаться с вашими монополиями за поставляемые ресурсы.
Тяжелейшая была ситуация! Но мы же выжили. Мы ни одну программу в Беларуси не закрыли, ни одну! Ну и спасибо, конечно, и Западу, и японцам, и особенно — Китайской Народной Республике. Сегодня, вы знаете, в мире денег предостаточно. Нам эти государства предоставили кредиты. Мы их берем, потому что очень выгодно. Китай нам предоставляет кредиты под 2,5 — 3 процента. А Россия нам предложила 7 — 8 процентов годовых..."
Внимательно "перешерстив" накануне центральные российские СМИ, я так и не обнаружил не только внятных, но и вообще никаких возражений на эти, безусловно эмоциональные, но не становящимися от этого менее логичными упреки батьки.
Беларусь безукоризненно выполнила в первом полугодии условия контракта с ОАО "Газпром". Более того, за это время через территорию республики прокачано транзитом в третьи страны на 5,6% больше газа, чем планировалось "Газпромом". При этом белорусская сторона не спрашивала, как это сделать, а просто как надежный партнер обеспечила прокачку дополнительно 1,5 млрд. куб.м газа. Беларусь стабильно оплачивала 55% стоимости газа в первом полугодии. |
Так о какой же "ненадежности" белорусской стороны может вообще идти речь? И в связи с этим – почему мы до сих пор так и не услышали сколько-нибудь внятного ответа на предложения Батьки со стороны российского газового монополиста?
2. О ценах на продукты питания
Пока по всей России чиновники пытаются разобраться с тем, что происходит с ценами на продукты, и хоть каким-то образом сдержать их рост, соседний с Белоруссией Смоленск наводняют "молочные" челноки из этой республики.
Предприимчивые соседи уже воспользовались ситуацией с российским подорожанием и везут молочные продукты в Смоленск. Разница в розничных ценах на молоко и молочные продукты в Смоленске и Белоруссии действительно значительная (практически в полтора раза), и даже с учетом дороги "молочные" челноки остаются в выигрыше. И пока белорусская транспортная милиция не досматривает большие баулы в электричках, как это было в конце девяностых.
Белоруссия (розничные цены в российских рублях):
молоко 3,2% жирности, 1 л - 14 рублей,
сыр "Российский", 1 кг - 131 рубль,
творог 5% жирности, 250 г - 30 рублей,
творог обезжиренный, 250 г - 29 рублей,
масло, 250 г - 26 рублей,
сметана, 500 г - 25 рублей.
Смоленск:
молоко 3,2% жирности, 1 л (местное производство) - от 19,5 рубля,
сметана 15% жирности, 400 г - 30 рублей, 25% жирности - 36 рублей,
сыр "Российский" 1 кг - от 207 рублей,
творог 5% жирности, 250 г – 19,8 рубля,
творог обезжиренный 250 г – 19,5 рубля,
масло сливочное, 250 г - от 28 рублей.
А теперь вспомним, какие шаги накануне предприняло правительство России, дабы хоть несколько затормозить рост цен на продукты? Помимо прочего, одним из самых заметных и зримых шагов, которые были сделаны, стало резкое снижение пошлины на ввозимое в Россию молоко, рапсовое и подсолнечное масло… |
Речь идет о тех самых пошлинах которые были введены год назад, якобы с целью защиты собственного сельхозпроизводителя, и против которых тогда активно возмущался Лукашенко. Не знаю, может быть, действительно хотели "как лучше". Но в итоге у нас все получилось "как всегда" – и собственные сельхоз производители "заботы" о себе не сказать, чтобы почувствовали (да этого и не могло быть в условиях жесткого диктата нескольких крупных российских закупщиков сельхозпродукции), и накануне, в условиях роста цен, как-то в одночасье выяснилось, что пошлины надо срочно снижать.
Какое же отношение к этому имеет Белоруссия? Самое прямое. Ведь если речь идет о молоке и молочных продуктах, то бишь, товаре весьма скоропортящемся, то надо бы задаться вопросом – а откуда, собственно, мы намерены эту продукцию привозить?
Из Бразилии? Из Китая? Из Канады? Так нет же, господа, молоко – это ведь не мороженая говядина, не тушенка и не зерно – не доедет оно оттуда, скиснет. Выходит, куда-куда, но в центральную Россию сии продукты будут поставляться именно из Белоруссии. Вот и выходит, что когда Лукашенко еще год назад говорил, что введение таких высоких пошлин ничего никому хорошего, окромя вреда, не даст, был со всех сторон прав. Опять прав, в который уже раз…
******
P.S. Лукашенко обладает всеми характерными чертами харизматического национального лидера. У него нет друзей, нормальной семьи, есть только цель - сохранить страну и приумножить благосостояние народа Белоруссии. И важнейшим элементом его харизмы является как раз таки постоянно демонстрируемая искренность. И, думается, он волне вправе должен был бы рассчитывать на такую же искренность и откровенность со стороны российской – для того, чтобы в конечном итоге обеим нашим братским странам (равно как и живущим в ним народам) "стало лучше".
Пока же… Пока же опять получается – "как всегда".