28 Февраля 2025
search

Переговоры не будут исчерпываться только Украиной

Новости все материалы

Больше новостей


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС
Реклама от YouDo
erid: LatgBqX21
Обшивка дома плитами OSB на http://remont.youdo.com/carpentry/osb/.
youdo.com


Imperial & Legal - получение гражданства и резидентства за инвестиции, а также иммиграция в Великобританию

Аналитика все материалы


Экономика В России

Азовский шельф: В ожидании большой нефти

На прошлой неделе начальник отдела добычи управления по добычи нефти "ЛУКОЙЛа" Юрий Иконников сообщил, что бурение первой скважины на азовском шельфе в рамках совместного проекта "ЛУКОЙЛа" и "Роснефти" дало первые результаты – был получен приток газонефтяной смеси. Хотя подтвержденные запасы ожидаются в размере только около 5 млн тонн условного топлива, нефтяники полны надежд, а стоимость разведочных работ ранее оценивалась в $100 млн. О том, сколько нефти на Азове, как ее можно добывать, куда поставлять и при чем тут Украина в интервью Накануне.RU рассказали декан факультета разработки нефтяных и газовых месторождений РГУ нефти и газа им. Губкина Игорь Мищенко и заместитель директора Топливно-энергетического независимого института Сергей Ежов.

Вопрос: В чем может заключаться принципиальное отличие добычи нефти на шельфе Азовского моря от, например, добычи в Западной Сибири?

Накануне.ru(2009)|Фото: Фото: Накануне.RU Игорь Мищенко: Добыча нефти в море – это специальные технологии, техника, это сложно. Это очень дорогое удовольствие. Понимаете в чем тут дело – сегодня, поскольку этот район не был охвачен разведочным бурением, Россия пытается диверсифицировать регионы добычи нефти, потому что Краснодарский край – это же огромное население, а месторождения старые, но инфраструктура развита. Из Западной Сибири нефть качать недешево, поэтому компании, конечно, заботятся о том, чтобы найти в обжитых регионах промышленные запасы нефти. И там действительно сегодня ведется бурение.

Вопрос: Насколько большими могут оказаться запасы азовского шельфа?

Игорь Мищенко: Видите ли, детальной разведки в этом районе еще не было, поэтому любой специалист, даже самой высокой квалификации не сможет точно ответить, на сколько потенциально этот район богат запасами нефти. Естественно, признаки того, что там должна быть нефть, есть. Соседние области имеют нефтяные месторождения, будем говорить, достаточно крупные для Краснодарского края. Вообще, Краснодарский край – это первый регион в России, где промышленно начали добывать нефть. Поэтому перспективы того, что на Азовском шельфе будет обнаружена большая нефть, считаются достаточно весомыми.

Вопрос: Азовское море, побережье Краснодарского края – это очень хрупкие экологические системы. Насколько безопасна добыча нефти в море?

Игорь Мищенко: Понимаете, все зависит от ответственности компании. Если компания социально ответственная, значит бояться того, что экологические риски вырастут, не нужно. Морская добыча, естественно, предъявляет повышенные требования к экологическому вопросу. Но дело еще и в том, что сегодня Россия имеет огромный опыт освоения таких месторождений. Первый шельф, который мы освоили, это Каспий. Естественно, когда пошли туда впервые советские специалисты, они попадали подчас в непредвиденные ситуации. И экологические Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU воздействия достаточно вредные были. Но, поучившись, переварив весь мировой опыт морской добычи, а он, кстати, огромен, мы научились создавать такие условия добычи, когда почти полностью исключаются какие-то экологические катастрофы.
Ведь мы сегодня проложили по дну Черного моря трубопровод. Это в условиях высокоагрессивной среды – сероводорода. Там коэффициент запаса огромен – представьте, если порвется труба – это будет экологическая катастрофа. Сегодня специалисты научились это предвидеть, предотвращать. И боязнь того, что Азову будет нанесен огромный экологический ущерб – это неправильно, эта боязнь не обоснована.

Вопрос: Где еще в России нужно и можно разведывать и добывать нефть?

Игорь Мищенко: Это Восточная Сибирь. Огромный регион – шельф Северного ледовитого океана, шельф Дальнего Востока – это все суперперспективные места для открытия огромных запасов нефти и газа. На материке тоже есть такие места – это Тимано-Печорская провинция, это район Нарьян-Мара, Салехарда – все северное побережье, Восточная Сибирь. Естественно, маловероятно открытие месторождений в Московской области. Россия – страна большая, и у нас еще есть месторождения, и еще будут открываться, и на суше, и в море.

Вопрос: В регионе уже есть опыт добычи нефти?

Сергей Ежов: Платформы там, собственно, бурили еще в 70-годы прошлого века. Известно, что там запасы есть, но не очень большие. Собственно, говоря, в Крыму, например, в Казантипе, добывают нефть. Другое дело, что никто и не говорит, что там нефти много будет.

Вопрос: Но почему тогда в России задумались об Азовском море только сейчас?

билборд накануне(2007)|Фото: Фото: Накануне.RU Сергей Ежов: Да, и, кроме того, это ведь и не "лукойловские" запасы. У "ЛУКОЙЛа" это просто стратегическая программа развития – освоение шельфовых месторождений. Поэтому они участвуют в разработках на Каспии, и теперь, на Азовском море.
Шельф шельфу рознь. На Азовском море нефть добывать, как говорится, делать нечего, потому что там глубина практически везде меньше 10 метров. Это гораздо проще, чем добывать нефть на северном шельфе. Другое дело, что там нет почти запасов, если бы они были, то разрабатывать их начали бы еще в советские времена. 5 млн тонн "ЛУКОЙЛ" может добыть меньше, чем за месяц. Это несущественный проект в масштабах деятельности "ЛУКОЙЛа", это очень немного, да и перспективы там пока неизвестные.
Для "ЛУКОЙЛа" это вполне нормально, они работают и на Каспийском море, и для них это скорее даже политический интерес, чем экономический.

Вопрос: Высказывалось мнение, что Россия начала добычу в Азовском море как бы "вдогонку" Украине, которая уже давно разрабатывает нефтяные запасы Черного и Азовского морей.

Сергей Ежов: Это в принципе возможно. Потому что там есть такая проблема – они [украинцы] всю рыбу, можно сказать, выгребли, и теперь в Азовском море рыбы почти нет. В любом случае, там нет таких ресурсов, за которые можно было бы спорить.

Вопрос: Куда может пойти нефть, добытая на азовском шельфе?

Сергей Ежов: Ну, во-первых, нефть для начала нужно переработать. Но поскольку в компании-операторе есть и доля "Роснефти", а большинство перерабатывающих предприятий в регионе тоже принадлежат "Роснефти", то там все проще. Более того, регион очень удобный, поскольку можно нефть сразу же из портов на экспорт отправлять.

Накануне.RU, лого, логотип (2015)|Фото: Фото: Накануне.RU Для справки: Оператором азовского проекта стала НК "Приазовнефть" (учредители: "ЛУКОЙЛ" (42,5%), "Роснефть" (42,5%), администрация Краснодарского края (15%). Компания была учреждена в 2002 году специально для разработки азовского шельфа. В 2003 году компания получила лицензию на геологические изыскания. По результатам проведенных сейсморазведочных, геохимических, гравитационно-магнито-термометрических исследований на нашем лицензионном участке в 2003 году было выявлено несколько перспективных структур.
В 2004-2005 годах продолжены комплексные геофизические исследования, обработка и интерпретация новых материалов с целью выбора места заложения первой поисковой скважины и начала проектно – изыскательских работ; в 2006 году компания предполагает осуществить бурение первой поисково-оценочной скважины на структуре "Новая". 


Если вы заметили ошибку в тексте, выделите её и нажмите Ctrl + Enter

Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС


Архив материалов

   
ПН ВТ СР ЧТ ПТ СБ ВС