Цепь панических настроений
Мировой кризис, проблемы российских банков, резкое подорожание цен на некоторые продукты питания. Этого оказалось вполне достаточно, чтобы все разом заговорили о возможном дефолте и крахе банковской системы. Панические настроения в обществе стали настолько заметными, что не обращать на них внимания уже никак не получилось. Но несмотря на заявления первых лиц государства о том, что обстановка более или менее стабильна, паника не прекращалась. И лишь после ответа Владимира Путина на один из вопросов во время прямой линии, что банковский кризис обойдет Россию стороной, можно ожидать, что волна страха спадет.
Отметим, что всевозможные предпосылки для кризисных напастей, верней, мысли об этом, появились в России как раз в тот период, когда до главного политического события года, своеобразного "референдума доверия нынешней власти", то есть выборов депутатов в Госдуму осталось пара месяцев. Тех, кто верит в случайные совпадения, это не удивит. Но те, кто знает, что ничего в этом мире, а тем более в большой политике не происходит случайно, серьезно задумается: что это? Цепь событий, когда одно вытягивает за собой другое, либо чья-то воля, раскачивающая лодку стабильности?
Для начала отметим, что дефолт невозможен, поскольку этот термин означает, что государство не в состоянии платить по долгам. В России же ситуация противоположная: большая часть внешних долгов уплачена, а наличие "подушки безопасности" в виде Стабфонда является гарантией того, что государство сможет выполнить свои текущие обязательства. Что касается банковского кризиса, то со 100% уверенностью говорить о его невозможности нельзя, но различные меры, предпринимаемые Центробанком, а также наличие крупных банков, которые немного занимали на западных рынках, также дают определенные гарантии, что крах российской банковской системе не грозит. С продовольствием все еще проще. Какая бы причина резкого повышения цен на продукты не была: влияние мирового рынка или сговор посредников, что более вероятно, либо то и другое, рост цен останавливается, вводятся пошлины на экспорт, и до нового года ситуацию обещают полностью урегулировать.
Ситуация далеко не столь трагична как была, например, в 1998 году, да и экономическое положение России значительно лучше. Но слово "дефолт", обрушившееся на страну девять лет назад, слишком прочно засело в памяти. Собственно, страх повторения прошлого и может быть одной из причин раздувания паники.
По другой версии, просто так ничего никогда из ниоткуда не берется, и нестабильность, особенно накануне выборов, может быть выгодна неким оппозиционным силам, чтобы дискредитировать существующую власть. "Думаю, что это не исключено, поскольку явных условий для повышения цен нет, - заявлял Накануне.RU заведующий сектором политики цен института экономики РАН Михаил Гельвановский. - Если у нас падает доллар и растет рубль, то цены на импортные продукты, которые занимают достаточно большой вес в удельном потреблении, должны снижаться, а не повышаться".
Однако такой вариант, все-таки, маловероятен из-за отсутствия сколько-нибудь сильной оппозиции. Если реально посмотреть на ситуацию, то кто может обладать достаточной властью и экономическими ресурсами, чтобы так "взвинтить" цены, и уж тем более дестабилизировать банковский сектор? С этим согласен и директор центра политической конъюнктуры России Константин Симонов: "Сильной оппозиции, которая начала бы так раскачивать лодку, я не вижу. Думаю, что власть до выборов ситуацию удержит, это не вопрос".
Если взглянуть на ситуацию с совершенно противоположной точки зрения, то в попытке дестабилизации можно было бы обвинить и действующую власть. По версии генерального директора Совета по национальной стратегии Валерия Хомякова, игра на повышение цен на фоне мирового кризиса и, соответственно, создание проблем у российских банков, является предвыборной игрой. |
"С 1993-го года все избирательные компании выстраивались на негативе. Создавались образы врага, страхи, а потом появлялся спаситель. Так было в 1995 году, когда спасителем от ельцинского режима был Зюганов, так было в 1999 году, когда шла волна якобы сепаратизма. В данном случае слухи по поводу дефолта из этой же серии. Пытаются создать повестку дня избирательной компании, что есть ужасы, но только "Единая Россия" спасет нас от дефолта. Разговоры о том, что может быть дефолт – провокация, попытка создать ситуацию страха", - заявил Накануне.RU Валерий Хомяков.
Этот вариант выглядел бы весьма правдоподобно, если бы не несколько "но". Во-первых, к чему нагнетать панику, чтобы потом попытаться задушить ее в самом зародыше? Во-вторых, до выборов еще почти два месяца, и за это время избиратели могут подзабыть эпопею с ростом цен. И, в-третьих, нестабильность играет скорее против, чем в пользу существующей власти, поскольку больше всего ударяет по малоимущей части населения, которая всегда больше всех недовольна действиями правительства. |
Отбросив две предыдущие версии, третья напрашивается сама собой. "Мы понимаем, что дефолта и быть не может в ситуации, когда такие огромные золотовалютные резервы и Стабфонд. Что касается банковского кризиса, несмотря на то, что банковская система в России очень слабая, кризиса не произойдет. Основа сего этого эмоциональная, а не реальная. Одна негативная новость по цепочке порождает еще 25 негативных новостей", - высказал свое мнение Накануне.RU директор центра политической конъюнктуры России Константин Симонов.
Очень показательный пример, когда дефицит и паника возникают, фактически, на пустом месте, является так называемый "соляной бум", произошедший в феврале прошлого года. Тогда Украина снизила объемы экспорта соли в Россию. Вслед за тем на один из оптовых складов в центральной полосе России просто забыли заказать и подвезти соль. И пускай этого белого вещества в стране было навалом, два события, произошедшие почти одновременно, породили слухи о том, что соли катастрофически не хватает. Обезумевшие граждане кинулись скупать все имеющиеся в магазинах запасы соли, началась паника и дефицит, цены на соль взлетели в два-три раза. Как только ажиотаж спал, ситуация урегулировалась, а цены понизились до прежнего уровня. Похожая история произошла несколько лет назад, когда Россия на пустом месте чуть не получили банковский кризис. Панику вызвал отзыв лицензии всего лишь у нескольких банков. К слову, многие сходятся в том, что сегодня кризис банковской системы возможен также из-за паники.
Так стоит ли удивляться тому, что паника началась в этот раз, когда цены действительно поднялись, а на мировых рынках разрастается кризис? Похоже, что склонность к паникерству, характерная черта россиян. Пусть ситуация под контролем, но страх, что все это лишь обман, и завтра на полках вновь будет пусто, слишком сильный. "Если бы Госкомстат разумно считал цены, давно было бы все понятно, цены растут с начала года. Информационным поводом было то, что Росстат посчитал инфляцию за сентябрь, и прогноз по октябрю был очень негативным, плюс наложился кризис на западных рынках," - объясняет ситуацию Константин Симонов. К бензиновой бочке поднесли спичку, она и вспыхнула.