Инициативный президент в погоне за двумя зайцами
С начала октября президент Молдавии Владимир Воронин не перестает удивлять, на-гора выдавая одну за другой так называемые "мирные" инициативы. На официальном языке они называются "проектами по укреплению мер доверия между Кишиневом и Тирасполем". Проще говоря, Воронин решил предложить непризнанной Приднестровской Молдавской республике взять да и забыть про многолетнее противостояние и вместе заняться не только социально-экономическими, но и военными вопросами. Тут и создание единых вооруженных сил, и отмена таможенных пошлин, и даже создание единого телеканала, который бы вещал на обоих берегах Днестра. Кроме того, молдавские власти готовы помогать приднестровцам в вопросах образования и молодежной политики, предоставлять гуманитарную помощь, укреплять безопасность на транспорте и т.д. и т.п. Более того, под инициативы Воронина уже созданы семь рабочих групп, которые и должны реализовывать предложенные меры.
Воронин в октябре
Однако такая осенняя активность вызвала и настороженность, и критику, причем не только с приднестровской стороны. Даже некоторые молдавские политики находят бурную деятельность Воронина в информационном поле (а пока она существует действительно только там) странной. Другие говорят, что это лишь пиар-ход президента, причем не очень эффектный, так как за время нахождения у власти он уже несколько раз выступал с подобными предложениями. Приднестровский президент Игорь Смирнов, узнав о громких заявлениях своего молдавского коллеги, назвал их "игрой на публику", примерно также "прошлись" по Воронину и многие депутаты Верховного совета ПМР.
Главная претензия – заявления в прессе мало что значат, а на деле практически ничего не происходит, и ни парламенты, ни правительства Молдавии и Приднестровья практически не двигаются на встречу друг другу. Однако и с той, и с другой стороны есть люди, готовые вести диалог, или хотя бы предпринять такую попытку.
"Не исключено, что в ближайшее время мы сядем за стол переговоров в привычном формате 5+2, и это нормальный политический процесс. Но, несмотря на все подвижки, которые нарабатываются в последнее время посредниками, нам, приднестровцам, в сложившейся политической ситуации необходимо, прежде всего, довольно настороженно относиться к сегодняшним реалиям и следует делать ставку на особую бдительность", – заявил журналистам депутат Верховного совета ПМР, председатель союза молдаван ПМР Валериан Тулгара.
Переговорный процесс в формате 5+2 (Россия, Украина, ОБСЕ, США и ЕС (последние два – в качестве наблюдателей), Молдавия и Приднестровье) хоть и является немного громоздким, и подчас не приводит к хоть сколько-нибудь существенным подвижкам, однако, со времен срыва подписания так называемого "плана Козака". По мнению экспертов, эти переговоры необходимо продолжать, хотя решить все существующие проблемы они не готовы, однако могут быть довольно эффективны в части решения именно экономических или социальных проблем. Вообще, любой здравомыслящий человек, хоть немного знакомый с ситуацией в приднестровском регионе, поймет, что переговоры левому и правому берегам Днестра не то что нужны – просто необходимы. Пусть даже и только на социально-экономическом уровне. Потому что именно из-за отсутствия внятных и действующих механизмов взаимодействия, например, в транспортной сфере (сюда, в первую очередь, нужно отнести железную дорогу), в сфере таможенных отношений, и та, и другая сторона теряют очень много. Уходят инвестиции, дороги разрушаются, и молдавские, и приднестровские компании теряют контракты с третьими странами из-за задержек на границе или из-за того, что приходится делать крюк в 500 км. Все это, естественно, не самым лучшим образом сказывается и на политических отношениях.
Руководство стран приходит к взаимным обвинениям вместо того, тогда как делать нужно в сложившейся ситуации совершенно противоположное – садиться за стол переговоров. Даже если не будет определенных решений по поводу статуса Приднестровья, то хотя бы экономика стран, а значит, и жители меньше пострадают. А сытые люди всегда быстрее договорятся. |
Определенные шаги в этом направлении уже делаются. Например, на недавней пресс-конференции председатель Верховного совета ПМР Евгений Шевчук высказал вполне здравые мысли, отвечая на вопрос о возможности отмены 100%-ой пошлины на ввозимые из Молдавии товары.
"Пока что, по предварительным расчетам стало ясно, что ранее по некоторым направлениям данная пошлина создала условия, когда действительно экономические агенты Приднестровья с учетом наличия 100%-ной пошлины вынуждены были покупать чуть более дорогой товар и на более, я бы так сказал, большом расстоянии, чем это можно было бы купить в Кишиневе. Поэтому уже принято решение президентом по ряду групп товаров Указ приостановлен. В первую очередь это касается продовольствия, продовольственной группы. И мы вообще придерживаемся принципа, что в вопросах о приобретении товаров продовольственной или непродовольственной группы экономические агенты должны иметь максимальные свободы для того, чтобы самостоятельно выбирать, где их приобретать. Почему это необходимо? Это вообще необходимо в рыночной экономике. Поэтому есть возможность, закупая товары на разных рынках, то ли на Украине, то ли в России, то ли в Молдове, то ли в Евросоюзе в зависимости от товара, покупать его просто более дешево. И если это экономически выгодно, то это необходимо делать. Мы будем исходить из концепции максимальной экономической выгоды для наших экономических агентов, которые будут проецироваться на максимальную экономическую выгоду для наших граждан", - рассказал Евгений Шевчук.
Отметим, что речи о потеплении в политических отношениях не идет – все сугубо прагматично. Однако и с той, и с другой стороны есть высокопоставленные чиновники, которые видят в совместном решении экономических проблем опасность. Но самая главная проблема, по мнению экспертов, в том, что и президент Молдавии, и президент Приднестровья пытаются угодить и сторонникам переговоров, и их противникам. В итоге попытка усидеть на двух стульях начинает раздражать абсолютно всех. Такая непоследовательность в действиях может обернуться в лучшем случае обвинениями в бестолковости, в худшем – лидеры лишаться поддержки окончательно. Попытки торговаться с Россией и ЕС не очень хорошо получаются у молдаван, мнение же Приднестровья на Западе вообще не всегда считают нужным рассматривать.
Кстати: Одним из немногих, кто не только готов признать Приднестровье, но и даже приехать в Тирасполь с официальным визитом, может стать венесуэльский президент Уго Чавес, известный своей нелюбовью к Джорджу Бушу и дружескими отношениями с Кастро и Лукашенко. Недавно венесуэльская официальная делегация посетила Приднестровье и встретилась с Игорем Смирновым. Во время этой встречи лидер непризнанной республики и пригласил к себе в гости ярого борца с мировым капитализмом Уго Чавеса. Несмотря на то, что, по словам главы делегации – депутата Национальной ассамблеи Венесуэлы Луиса Таскона Гутьереса, о существовании Приднестровья представители Венесуэлу узнали только в прошлом году, гости отметили, что основой любых отношений должна быть дружба, а только потом уже можно говорить о бизнесе. Игоря Смирнова такой настрой очень обрадовал. Он похвалил Уго Чавеса: "достойно уважения умение вашего президента вести диалог со всеми слоями населения. В этом его сила: без любви к своему народу не может быть и руководителя".
И не летят туда сегодня самолеты, и не едут поезда…
"Воронин находится в очень сложном положении после того, как он отказался подписывать уже согласованный обеими сторонами "меморандум Козака". И западные соседи Молдавии, я имею в виду Румынию, посчитали это сигналом к возможному включению страны в свой состав. Соответствующие заявления со стороны руководителей Румынии были. Конечно, инициативы, выдвинутые Ворониным, необходимы для сближения Приднестровья и Молдавии, но только их явно недостаточно. Ведь в меморандуме, отвергнутом Ворониным, было согласовано устройство будущего федеративного государства с достаточно обширными, в том числе политическими, возможностями для Приднестровья. И вот таких возможностей в своих инициативах Воронин не представляет. Говорит: давайте сделаем общую армию, давайте дружить, но при этом в Кишиневе буду командовать один я. Такого не получится. Надо действительно поделиться полномочиями. Ведь и приднестровской стороне в такой ситуации непросто поделиться. И этого желания нет. Поэтому вряд ли эти инициативы будут положительно встречены в Приднестровье", - рассказал в разговоре с Накануне.RU заместитель директора института стран СНГ Владимир Жарихин.
Но он также отмечает, что приднестровский конфликт не является национальным или религиозным, и возможности для его разрешения остаются. Нужно только иметь политическую смелость и готовность делиться своими полномочиями. К слову, приднестровские власти предпочитают все время быть готовыми к непредвиденным ситуациям вплоть до вооруженного противостояния. Так, на уже упомянутой пресс-конференции, Евгений Шевчук заявил, что финансирование силовых ведомств сокращаться не будет именно по причине напряженных отношений с соседями.
"Распускать министерство обороны или какие-то силовые структуры было бы слишком рискованно. Нужно понимать, что силовые структуры Приднестровья – это один из реальных факторов защиты жизни наших граждан. Поэтому на такие решения если и можно будет в перспективе пойти, то только после того, как будут нормализованы отношения, в том числе с Молдавией, когда эта нормализация будет подкреплена соответствующим механизмом гарантий и этот механизм гарантий на мой взгляд, должен включать гарантии международного сообщества", - заметил Шевчук. В общем, не боятся, но осторожничают. Оно и понятно.
С другой стороны, общие экономические проблемы могут сплотить сильнее любых военных угроз. Например, беда не только российская, но и приднестровско-молдавская – дороги. Предложение Воронина, сделанное властям Приднестровья, по поводу совместного восстановления международной автотрассы, активно обсуждается как в Кишиневе, так и в Тирасполе. Дело в том, что ни у левого берега Днестра, ни у правого нет денег на реконструкцию. Деньги в качестве кредита готов выделить международный банк реконструкции и развития. Эксперты полагают, что раздельный ремонт лишен всякого смысла, а вот совместный труд не только объединяет, но и дает вполне ощутимую финансовую отдачу. То же самое можно сказать в отношении многострадальной железной дороги. Сейчас, например, на границе Молдавии и Приднестровья приходится менять тепловоз на электровоз и наоборот, потому что молдавская железная дорога требует электрификации.
Конечно, помимо транспортных, у двух маленьких государств полно других проблем. Вообще, поднятие экономики для каждого из них является стратегической задачей даже в свете их настолько разных целей. Молдавии без нормально функционирующей экономики не видать ЕС как ушей своих, а Приднестровье никогда не сможет стать реально независимым государством без все той же сильной экономики. Переиначивая известное изречение, можно сказать: война войной, а ремонт по расписанию. |