О том, как грузинский майор угрожал российским миротворцам, и что из этого может выйти
Накануне на грузино-абхазской границе произошло очередное обострение из ряда хронических. Российские миротворцы патрулировали территорию около села Ганмухури, когда к ним подъехали несколько грузинских полицейских во главе с майором. Ретивый майор начал ругаться, заявил, что его люди сожгут БТР МС, а самим солдатам пригрозил расстрелом. В ответ русские скрутили провокаторов. Затем к месту прибыл спецназ во главе с Саакашвили, окруживший миротворцев, которым пришлось отпустить задержанных полицейских. В довершение – грузинский президент объявил командующего миротворцами генерал-майора Сергея Чабана персоной "нон грата" в Грузии... Вообще частота подобных происшествий настораживает. Не далее, как в конце сентября грузинские диверсанты атаковали лагерь абхазских пограничников, взяли в плен нескольких из них и застрелили двоих русских инструкторов. Раньше таким особенным вниманием Тбилиси баловало преимущественно Южную Осетию, теперь, видимо, решено побеспокоить абхазский "участок". О том, для чего нужна дестабилизация Абхазии, комплекс каких ответных мер может предпринять Россия и собираются ли "увольнять" Саакашвили в интервью Накануне.RU рассказал первый вице-президент Академии геополитических проблем Константин Сивков.
Вопрос: Как, на Ваш взгляд, стоит расценивать события около Ганмухури?
Константин Сивков: Это очередной этап разогревания обстановки с целью создания прецедента для военной агрессии против Абхазии. Последний подобный инцидент был в конце сентября, когда диверсанты совершили нападение на лагерь абхазских пограничников и убили двоих русских инструкторов. Провокация должна дискредитировать русских миротворцев и способствовать их выводу из зоны конфликта с заменой натовскими. Далее Абхазию могут попытаться присоединить к Грузии силком.
Вопрос: Теперь следует ожидать продолжения обострения обстановки, или всё опять спустят на тормозах?
Константин Сивков: Сам по себе факт беспрецедентный – нападение на миротворцев. Подобная акция является нарушением международного права. Кроме того, данные миротворцы – военнослужащие российской армии. Следовательно, это нападение на российскую армию, что является актом военной агрессии против России. Значит, должны следовать определенные шаги. К тому же, наблюдатели ООН, находящиеся в регионе, обязаны зафиксировать случившееся. Вместе с тем, не надо забывать, что 90% жителей Абхазии имеют российское гражданство. В соответствии с Конституцией, Россия обязана защищать своих граждан, если те подвергнутся военной агрессии со стороны третьей державы.
Вопрос: Означают ли эти провокации, что в Тбилиси с Южной Осетии решили переключиться на Абхазию?
Константин Сивков: Однозначно сказать трудно, ведь РЮО и Абхазия связаны военным договором. Наверняка все происходящее вызвано желанием сорвать сочинские олимпийские игры. Для того надо дестабилизировать ситуацию в Абхазии. Тогда, в соответствии с правилами МОК, Игры будут отменены. Следует учесть, что разговоры о их бойкоте уже идут.
Вопрос: Что в данном контексте нужно предпринять Москве?
Константин Сивков: Ряд демонстративных шагов. Например, возобновление эмбарго на поставки грузинского вина и продовольствия. Под любым видом можно закрыть экономическую деятельность той части грузинской диаспоры, которая поддерживает политику Тбилиси. Надо провести информационную компанию по дискредитации действий грузинских властей и ознакомить мировую общественность и олимпийский комитет со всеми фактами, имеющими место на грузино-абхазской границе. Надо создать благоприятные условия, чтобы наш бизнес активно внедрялся в Абхазию. Также можно было бы сделать прозрачное заявление о том, что в случае нападения на Абхазию, российские добровольцы поедут защищать ее.
Вопрос: А что в состоянии сделать Абхазия?
Константин Сивков: Она предпримет демонстративные шаги, связанные с перегруппировкой войск или учениями. И еще начнутся переговоры с Южной Осетией и Приднестровьем. Возможно, она обратится к России за помощью. В общем, совершит дипломатические действия, связанные с тем, чтобы продемонстрировать Грузии поддержку со стороны третьих стран.
Вопрос: Как на всем этом фоне выглядит намерение Бадри Патркацишвили финансировать грузинскую оппозицию и его поддержка со стороны Вашингтона?
Константин Сивков: Надо четко понимать, что в Грузии вся оппозиция – тоже проамериканская. Она поддерживается демократическим крылом в США. Саакашвили – человек республиканца Буша. В некотором смысле, внутренняя политическая ситуация в Грузии является отражением внутренней политической ситуации в США. Саакашвили, как политик, демонстрирует неспособность реагировать на складывающуюся обстановку, действует силовыми методами. Таким образом, он дискредитирует политику США. В сложившихся условиях его надо менять. Видимо, к этому имеют отношения выступления Окруашвили и Патаркацишвили.