90 лет Октябрьской революции. И что?
А между прочим 7 ноября у нас будет 90 лет Октябрьской революции. Некоторые кличут ее "переворотом". В любом случае - девять десятков с момента начала пятилетней Гражданской войны, стоившей России около 19 миллионов убитыми, замученными и умершими от ран, болезней, голода.
25 октября (по старому стилю) 1917-го большевики взяли власть в Петрограде, и уже 27-го казаки Краснова начали наступление на город, а еще через два дня в самой столице подняли восстание юнкера. Отечественная трагедия 20-го века завершилась (вот ирония судьбы) 25 октября 1922-го, когда большевики заняли Владивосток.
В "демократической" РФ самый "красный день календаря" назначили Днем согласия и примирения. Социологические опросы показывают, что даже при восприятии этого "праздника" до консенсуса в постсоветское время всегда было далеко. Так, большинство представителей старшего поколения воспринимали указанную дату лишь как "революционные сутки", о "согласиях и примирениях" никто не заикался. Молодежь же, наоборот, смотрела на него, как на возможность дополнительно отдохнуть от рабочих будней. В конце концов, общество настолько расслоилось, что говорить с трибуны о существовании компромиссов стало совсем неудобно. И "красным" днем назначили 4 ноября – именно тогда (по новому стилю) в 1612 году капитулировал польский гарнизон Москвы. И назвали – День народного единства.
Советская историография сомнений в отношении правильности октябрьских событий не имела. В конце века, в момент и после распада Союза, вектор кардинально поменялся. И вот уже обалделые граждане, наслушавшись в своей жизни много всяких сказок, говорят: "Может не надо? И хорошее было, и плохое…" А тут – целая череда мятежных новинок: Тбилиси, Батуми, Киев, Бишкек. Появляется термин "оранжевая революция". Понятно, "цветной переворот" - не то, что нужно и страну он просто обвалит. И на этом фоне подступает юбилей Октября. Самое интересное – что за формулировку к годовщине придумают в Кремле. Не запутаются ли "в отношениях"?
О том, чем для современной России является одно из главных событий 20-го века, в какой роли выступает день 4 ноября и может ли в Москве произойти "цветная революция" в интервью Накануне.RU рассказали ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Александр Шатилов и заместитель гендиректора Центра политических технологий Сергей Михеев.
Вопрос: В этом году Октябрьской революции исполняется 90 лет. Чем, на Ваш взгляд, для общества современной России является названное событие?
Александр Шатилов: Если говорить о революции, то в этом контексте Россия до сих пор является страной мировоззренчески расколотой. Часть населения относится к "левым", часть - к национал-патриотам. Единого мнения насчет событий 1917-го нет ни в массах, ни в элите. Пока данный праздник не был отменен, он часто воспринимался просто, как дополнительный выходной, как возможность сходить на демонстрацию, принять участие в шоу, имеющем политическую окраску. Со временем он потерял идеологические черты и превратился в традицию. После 1991-го значительная часть населения продолжала его воспринимать как праздничный не в плане годовщины, а именно в плане традиции, идущей из советских времен. Сейчас еще не создано адекватной альтернативы 7 ноября. На 4-е смотрят как на не слишком понятную дату. Этот праздник, официальный День народного единства, еще не прижился. И, опять же, многими он воспринимается как дополнительный выходной.
Сергей Михеев: Мне кажется, большое количество людей просто перестало об этом думать. Голова забита другим – зарабатыванием денег, еще чем-то. Людей отучают рефлексировать по поводу истории, настоящего и будущего. Многие потребляют ту матрицу, которую им внушают через телевидение, через СМИ. Представляется довольно кривая картина тех событий. Другие пребывают, например – коммунисты, в убеждении, что революция была полезна. В общем, взвешенного взгляда на данные вещи нет. Власть более-менее определилась с вариантом – для неё сама по себе Октябрьская революция была злом, которое затормозило развитие России, а с другой стороны, повело ее по другому пути. Но однозначно так не излагают, учитывая сложное отношение к теме со стороны населения.
Вопрос: 7 ноября объявляли днем примирения и согласия. Потом назначили 4 ноября, как день народного единства. Это связано с тем, что, на самом деле, никакого примирения в обществе, хотя бы в плане восприятия революции, нет? Не получается ли тогда, что 4 ноября просто взяли в качестве некоего "громоотвода"?
Александр Шатилов: Скорее всего, имеет место поиск альтернативы. Сложно представить, что 7 ноября, когда началась гражданская война, расколовшая страну на два лагеря, будут воспринимать в качестве дня согласия и примирения. Он остается днем Октябрьской революции для одних, а для других – днем Октябрьского переворота. Выдвижение 4 ноября – попытка найти событие в истории, вокруг которого можно было бы попробовать сплотить нацию.
Сергей Михеев: О каком примирении и согласии можно говорить, учитывая абсолютно разные взгляды людей на прошлое? А что такое 4 ноября? День изгнания польских захватчиков. Достойный, чтобы его отмечать. Но, кажется, он "притянут за уши" с целью забыть про 7 ноября. Так, по-моему, только внесли путаницу.
Вопрос: Согласно соцопросам, старшее поколение полагает 7 ноября важной датой, но день согласия и примирения не считало нужным отмечать. В чем дело? Только ли в том, что упомянутый день они полностью олицетворяют с революцией?
Александр Шатилов: Возможно и так. Большинство современного населения России являются потомками тех, кто совершал революцию 1917 года. Следовательно, для представителей старшего поколения дата считается позитивной. Она помогла их предкам сделать карьеру, продвинуться, выйти из самых социальных низов и прочее.
Вопрос: Несколько иная ситуация была с молодыми людьми. Большинство из них не выступали против "согласия и примирения", но день революции значимой датой не назвали. Почему?
Александр Шатилов:Молодежь сейчас в достаточной степени аполитична. Тем более, дата уходит корнями в глубокое прошлое и многие теряются, когда их спрашиваешь - что такое Октябрьская революция. Подобная реакция для нашего времени обычна. Тема 7 ноября это, скорее, поле для идеологической битвы среднего и старшего поколений.
Сергей Михеев: Молодежь по данному поводу своего мнения зачастую не имеет и склонна воспроизводить то, что услышит в телевизоре. А у старших иное воспитание и они имеют иную точку зрения. Но не надо забывать – всегда присутствала манипуляция сознанием и тех, и других. Старших воспитывали советские СМИ, младших – сегодняшние. И те и другие, в равной степени, далеки от трезвой оценки происходившего.
Вопрос: Если оценивать современную ситуацию в России, то можно ли говорить о каких-то революционных либо настроениях, либо предпосылках?
Александр Шатилов: В современной России ситуация относительно стабильна. Хотя определенные риски имеются. Для революционности требуется "расклад", когда верхи не могут, а низы не хотят. То есть, должны существовать кризисное положение внутри элиты и повышенная массовая активность граждан. По-моему, ни того ни другого не наблюдается.
Сергей Михеев: В современной России никаких особых революционных настроений нет. Есть некий националистический задел, но он не слишком силен. Причем в задачи правительства, по отношению к данной "сфере", входит отделение радикалов. А в остальном разговоры про революцию ни на чем не основаны.
Вопрос: России угрожает "цветная революция", о чем сейчас часто рассуждают?
Александр Шатилов:"Цветная революция" представляет потенциальную угрозу. Хотя, по большому счету, пик "оранжевой волны" уже прошел. Ожидать российского рецидива сложно, поскольку отсутствует соответствующая политическая и экономическая конъюнктура. Нет и движущих сил, которые сумели бы организовать или попытаться организовать беспорядки, с целью дестабилизации страны. Если мы возьмем оппозиционное движение, то увидим, что оно очень слабо, не имеет ярких харизматических лидеров, а также ударного ядра.
Сергей Михеев: Возможность "цветной революции" в России – выдумка. Кому-то она выгодна для решения собственных проблем "под шумок". Отличный повод сказать – была угроза, а мы ее героически ликвидировали.
Вопрос: По-вашему, нынешняя отечественная молодежь, в случае чего, выйдет на улицы?
Александр Шатилов: Я думаю, вряд ли, по крайней мере – пока. Во-первых, низок уровень ее политизации и нет желания участвовать в каких-либо политических акциях. Во-вторых, власть ведет широкую работу, пытается перетянуть молодежь на свою сторону, создавая для неё свою альтернативу – "Молодую гвардию", "Наших" и других.
Сергей Михеев: Выйдет. По поводу футбольного матча или раздачи бесплатного пива. Нынешняя российская молодежь аполитична. Она увлечена потребительством, поиском комфортной модели жизни. Остальное ей "до лампочки".
Вопрос: Севастопольское движение "Мы" направило Владимиру Путину письмо с просьбой дать жителям города российское гражданство. В последнее время также участились разговоры на тему если не полного, то частичного территориального восстановления СССР. Насколько это реально?
Сергей Михеев: Теоретически, возможно. Проблема в том, что у нынешней российской элиты духа не хватит. Современная российская власть часто действует в американском и европейском русле, ведет так называемую системную политику. Отсюда – потеря многих геополитических шансов.
Наши эксперты подробно говорили о молодежи. Некоторые представители поколения 20-летних поделились с Накануне.RU своими мыслями по поводу Октябрьской революции. Вот, например:
"Я считаю, что Октябрьская революция 1917 года не позволила России стать ведущей мировой державой в плане социально-экономического, политического, демократического развития. Благодаря действиям большевиков, Россия лишилась тех, кто знал экономические законы, понимал, как развивать ту или иную сферу общественной жизни".
Или:
"Думаю, что революцию делали люди с мышлением "бедняков". Принцип – "у богатых отобрать и поровну разделить". Однако, ситуация с захватами-перехватами хоть и была на тот момент неприятным делом, но в итоге оказала позитивное влияние. Революция привела к тому, что мы имеем сейчас: президент, партии, федеральные и местные депутаты. А это, по большому счету, так называемый путь к демократии, к свободе выбора, к чему и стремились люди начала века. Перерос городской человек в 1917 году рамки монархии, пошел за Лениным, который смог вслух и многократно заявить о своих взглядах, захватил телефон-телеграф. Молодец. Первый рейдер. Знал, как воздух перекрыть врагу".
Несколько соображений было высказано и в отношении новейших "цветных" переворотов:
"Оранжевые революции в Грузии, Украине и Киргизии, больше смахивают на организованные третьими сторонами политически акции. В России происходит с точностью да наоборот. В дальнейшем общественники, по заказу нынешней власти, организуют акции в поддержку Путина. Народ выступит не против, а только "за". Я лично опасаюсь нового культа личности и возвращения цензуры".
А вот еще одно:
"Современная политическая ситуация у "бывших наших" является закономерным следствием происходившего ранее. Они были всегда под колпаком "старшего брата", России. Потом вырвались, когда протест назрел. А теперь им надо доказать нам, а также Европе с Америкой, что они умеют строить модную сегодня демократическую страну, якобы независимую от кого бы то ни было, с новыми "не патриархальными" лидерами, которые приведут государство к лучшему будущему. Главное харизматичных "осовремененных" зачинщиков подобрать, под евростандарт подходящих. Тимошенко - яркий пример. Эмансипированная, ухоженная и неглупая барышня".