Достучаться ДО ВСЕх: Где России искать союзников?
Госдума РФ поддержала идею введения моратория на действия Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). Таким образом, он вступит в силу 12 декабря. Между тем, накануне рассмотрения законопроекта в российском парламенте, госдеп США заявил о готовности пойти на некоторые уступки – только бы Россия не отказывалась от ДОВСЕ. Однако эксперты полагают, что условия, предлагаемые США, заведомо невыполнимы. О том, от чего Россия отказалась и что ей предлагали, у кого сколько теперь будет танков и где наша страна должна искать союзников и партнеров в интервью Накануне.RU рассказал президент Академии геополитических проблем Леонид Ивашов.
Вопрос: Сегодня в Госдуме начальник Генштаба ВС РФ Юрий Балуевский заметил, что разрушение ДОВСЕ не нанесет ощутимого вреда России. Согласны ли Вы с этим высказыванием?
Леонид Ивашов: Я поддерживаю генерала армии Балуевского в том, что действительно выход из этого договора или даже приостановление его действия России ущерба никакого не нанесет. Более того, просто повысит уровень нашей безопасности. Почему? Потому что нельзя назвать договором то, что выполняет одна сторона и полностью игнорирует другая. Его можно назвать несостоявшимся правовым документом. Почему России это не нанесет ущерб? С политической точки зрения мы как бы заявляем неприятие позиции стран НАТО. С другой стороны, мы прекрасно понимаем, что европейцы хотят ратификации и реализации этого договора. Не желают этого американцы, потому что адаптированный договор 1999 года сокращает их возможности для совершения военных авантюр в Европе. Во-первых, американцы получают квоту, как и все другие участники и привязывают ее к конкретным территориям и не могут варьировать и перебрасывать войска с одного фланга на другой или вперед, к нашим границам. Во-вторых, здесь есть еще один элемент. НАТОвцы сегодня, если бы они исполняли этот договор, то квоту, выделенную для НАТО, например, 20 тыс. танков или 30 тыс. боевых бронированных машин, они должны были бы исполнять, придерживаться этой квоты, даже если они всю Европу и часть стран СНГ примут в НАТО. Сегодня же потенциальные возможности значительно превышают то, что им предназначено. Ну, например, потенциал по танкам сегодня на 6 тыс. превышает разрешенные квоты.
По реальному наличию они не достигают пока этого количества, но, тем не менее, включение Болгарии, Румынии, которые имели квоту на стороне Варшавского договора, а до этого Польши, Чехии, переносит эту квоту, положенную по Варшавскому договору, в НАТО. Это уже совершенно не паритетный договор. Ряд государств вообще откололся от Советского Союза, например, Прибалтика, и ничем не ограничен сегодня. Словакия, Словения, на очереди – Македония, те страны, которые вообще не участвовали в договоре, они сегодня имеют потенциал для наращивания. И американцам это выгодно. Они сегодня в том же Косово имеют силы и могут их не выводить, размещают сейчас на территории Болгарии две военные базы и так далее. |
Вопрос: То есть приостановление Россией действия ДОВСЕ влияет на позицию Европы?
Леонид Ивашов: Да. Я не говорю, что мы этим договором рассорим Европу с Америкой, но, тем не менее, американцам приходится уже перед европейцами выворачиваться. Так что в целом такая активная российская позиция способствует формированию системы коллективной безопасности в Европе. С другой стороны, Россия просто впервые за годы самостоятельного существования в качестве государства заявила, что не будет терпеть эти унижения, двойные стандарты и подобную позицию, когда Россию принуждают выполнять, и она добросовестно выполняет обязательства, а другая сторона просто плюет на них. Я думаю, со всех точек зрения для России это выгодная ситуация. Ну, и плюс мы развязываем руки и, по крайней мере, по фланговым ограничениям, которые нас сильно сковывали. На нашем наиболее активном сегодня южном театре военных действий, в южном стратегическом направлении мы ограничены. Мы можем перенести сюда силы, нарастить их настолько, сколько нам нужно. Обострится ситуация на северо-западном или западном направлении – пожалуйста, мы можем развернуть силы туда. То есть мы как бы себе создаем свободу для маневра.
Вопрос: А что в этой ситуации пугает американцев?
Леонид Ивашов: Их пугает несколько обстоятельств. Первое – Россия сейчас разворачивается от стратегического партнерства с Америкой и начинает активно работать на европейском направлении. Они видят, что здесь могут проиграть. Второе – Россия разворачивает свою внешнюю политику и политику безопасности в южном направлении, о чем свидетельствует последнее заседание глав государств "прикаспийской пятерки", и разворачивается в восточном направлении – Шанхайская организация сотрудничества. Это тоже не может не беспокоить американцев. И если завтра Россия просто плюнет в сторону Америки: и по противоракетным, и по стратегическим силам, и по обычным силам в Европе – игнорируете наши озабоченности – мы будем сами решать свои проблемы безопасности без вас. И будем создавать сеть надежных партнеров и союзников, и в Европе, и в Каспийско-Кавсказском регионе, и в рамках такого глобального явления, как Шанхайская организация сотрудничества. Это была бы самая правильная позиция, когда американцы за нами стали бы бегать.
Вопрос: Но сейчас появляются заявления со стороны американских чиновников о возможных уступках в плане ДОВСЕ.
Леонид Ивашов: Они и сейчас уже начинают бегать, но цинично и нагловато, с большой ложью предлагают процесс ратификации. Замгосссекретаря США по европейским делам намекнул, что США вроде бы готовы искать компромисс по запуску ратификационного процесса, но это большая ложь, потому что этот процесс ратификации увязывается с выводом наших контингентов из Грузии и Приднестровья. Из Грузии мы уйдем до конца этого года. Из Приднестровья уйти мы не можем. Там тысячи тонн боеприпасов сроки годности которых давно прошли, их вывозить опасно, а на месте утилизировать нет пока промышленных возможностей плюс там политическая ситуация такова, что руководство Приднестровской Молдавской республики не соглашается на то, чтобы мы выводили контингент. Бросить нашу собственность для того, чтобы ее там растащили или, не дай бог, что-то еще хуже, мы не имеем права. Все равно всех этих собак повесят на нас. Просто из гуманистических соображений мы не можем подвергать опасности население.
Зная, что мы оттуда уйти не можем, американцы и предлагают не что-то разумное, например, давайте вместе утилизировать. Тот же помощник госсекретаря США заявил, что это не означает, что сенат Соединенных Штатов ратифицирует. Они, мол, готовы этот процесс запустить, но сколько он будет длиться никто не может сказать, а затем американцы просто не ратифицируют его.
Такое уже бывало. Тот же договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Американцы все это запустили, были инициаторами всего этого, и Иран, и Ливию туда подключили, большинство государств ратифицировать это подбили. И когда этот процесс был запущен, и даже Советский Союз его ратифицировал, а Россия потом подтвердила приверженность этому договору, американцы в последний момент отказались ратифицировать. Всех повязали, а сами себе руки развязали. Вот также, я думаю, они поступят в отношении ДОВСЕ. |
Вопрос: Леонид Григорьевич, существует такое мнение, что США готовы пойти на уступки в области размещения ПРО в Европе и мораторий России на действие ДОВСЕ станет предметом некого торга.
Леонид Ивашов: Нет, такого не будет. Если заглянуть в историю Соединенных Штатов – она небольшая у них, но, тем не менее, очень характерна, - можно увидеть, что американцы ни с индейцами, ни с испанцами, ни даже с англичанами, ни с кем абсолютно никогда не договаривались на паритетных, равных основаниях, если они в этом вопросе были сильнее. Если они имеют превосходство, они его реализовывают. Реализовывают путем нажима, агрессии, но только не компромиссов. Они не пойдут на это. Это философско-мировоззренческие установки американской элиты, и другого здесь быть не может. Не нужно ожидать, что они из чувства сострадания, из чувства дружбы что-то сделают. Нет у нас этой дружбы, есть геополитическое соперничество. Американцы сегодня сильней. И договариваться они могут с нами только тогда, когда мы будем иметь потенциал в той или иной области равный американскому. Они сегодня превосходят нас в экономической, военной мощи, и политику свою проводят, опираясь на мощь государства. Пойти на отказ от планов по ПРО, в которую вложены уже десятки, а я думаю, уже и сотни миллиардов долларов, и вот планируется еще по 19 миллиардов долларов вкладывать ежегодно в ПРО, они не могут. Ни один президент, будь то демократ или республиканец, не пойдет против своего оборонно-промышленного комплекса.
Они не отказались от идеи установления мирового господства, они ее реализуют, нарушая все международные правила, нормы. Эта мечта у них уже созрела – Россия слабая, Китай еще не силен, исламский мир разобщен, Европа тоже находится под колпаком. Этого у них не получится, но, тем не менее, они озарены этой мечтой. Никаких уступок более слабому сопернику они никогда не делали и делать не будут. |
Сегодня России нужно поднимать свою оборонную мощь и иметь надежных союзников, создавать баланс сил. Это не означает начало гонки вооружений. По вопросам противоракетной обороны мы можем с Китаем объединить усилия, в вопросах ДОВСЕ работать с европейцами. Я вообще недавно был в Италии, и я впервые услышал, что там развертывается национально-освободительное движение. Я спросил: "против кого?". Мне говорят: "против американцев". И они прекрасно понимают, что сегодня без России освободиться от американского этого управляющего колпака невозможно. Так что нам с Европой надо работать. Вот очень удачная поездка президента Путина была в Тегеран – там тоже надежные союзники, и так далее. По миру создавать не превосходство, но баланс политической и экономической и, пусть рассеянной, но военной мощи для того, чтобы предотвратить дальнейшую наглость Соединенных Штатов.